Музыкотерапия в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми

 

Название: Музыкотерапия в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Логопеду, Средняя, старшая, подготовительная группа
Автор: Головина Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Место работы: ГБОУ Школа № 1381 Структурное подразделение Детский сад № 1240
Месторасположение: Москва, ул. Коминтерна, д. 24

 

Музыкотерапия в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми

 

Введение

Заикание характеризуется нарушением темпо-ритмической организации экспрессивной речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата в процессе общения, с преимущественным поражением коммуникативной функции речи. В структуру заикания входит нарушение просодических компонентов речи, определяющих выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. Преодоление нарушений темпо-ритмической организации речи и коррекция мелодико-интонационного оформления речевого высказывания во многом поможет заикающемуся обрести уверенность в себе, повысит самооценку, вернет счастье общения.

Особое место в системе комплексного метода лечения заикания занимает музыкотерапия. Многими исследователями, в частности специалистами, занимавшимися психотерапевтической практикой, подчеркивается необходимость проведения таких занятий с целью профилактики и лечения нервно-психических заболеваний.

Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, а положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, что является необходимым для нормализации эмоционального состояния заикающегося.

  1. Понятие музыкотерапии, история возникновения и развития

Музыкотерапия — это контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов
или прослушивание специально подобранных музыкальных
произведений [3].

Музыкальную терапию широко применяют во многих
странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, в частности:

— отклонения в развитии;

— эмоциональная нестабильность;

— поведенческие нарушения;

— сенсорный дефицит;

— спинно-мозговые травмы;

— психосоматические заболевания;

— внутренние болезни;

— психические отклонения;

— заикание;

— афазия;

— аутизм.

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества.

В своей популярной книге «Эффект Моцарта» один из
ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбелл пишет о том, что научные и
исторические данные свидетельствуют, что танцы, звуковое
тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это означает, что музыка является первобытным и
исходным языком человечества.

Использование музыки с лечебной целью также имеет
давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась
во врачебной практике. Это известно из различных источников — работы Платона, жизнеописания царя Давида, об этом упоминается и в мифах об Аполлоне.

Воздействие музыки на нашу жизнь является всеобъемлющим. Поскольку музыка охватывает все века и эпохи,
всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, она является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Звук обладает мистическими свойствами. Он может
приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.

Звуки могут оказывать сильное воздействие на клетки,
ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые
вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм.

Психологическая потребность в искусстве во многом
определяется его способностью «отрабатывать переживанием» такие чувства, которые остались невостребованными в повседневной жизни человека. Помимо невостребованных чувств, музыка помогает отреагировать подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного [3].

  1. Влияние музыки на человека

Основа музыки — звук. Звук — это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность.

При активном восприятии музыки физиологические
ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. Показано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов.

Одна из причин физиологического воздействия музыки
на человека заключается в том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.

Музыка как ритмический раздражитель стимулирует
физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.

Существует множество вегетативных реакций нашего
организма на музыку.

Сердечно-сосудистая система реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере
музыки сердцебиение учащается и становится слабее.

В своей книге, где собрано множество интереснейших
фактов, Д. Кемпбелл указывает, что музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.

Музыка оказывает влияние и на гормональный обмен.
Она регулирует выделение гормонов, снижающих стресс.
Уровень гормонов стресса в крови в значительной степени
снижается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую
спокойную музыку. Музыкальное удовольствие — это ощущение подъема, которое вызывает прослушивание определенной музыки. Оно является результатом высвобождения эндорфина — «собственного опиума». Эндорфин вырабатывается нашим мозгом. Он снимает боль и вызывает естественный подъем.

Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков.

Музыка вызывает и различные двигательные реакции
организма. При прослушивании музыки у человека возникают мышечные пульсации в самых различных областях —
в мышцах рук, ног, головы, туловища, области гортани.
Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное движение в такт рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки
побуждает ребенка к движению. Слушающий музыку не
только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражаются частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Неосознанная двигательная активность может принимать самые разнообразные формы.
Мы воспринимаем музыку посредством не только слухового, но и голосового аппарата. Бессознательные микродвижения связок и всего вокального аппарата сопровождают слушание даже сложных симфонических произведений, не говоря уже о камерных и тем более вокальных жанрах.

Таким образом, мы не синхронизируем наше поведение
с музыкой, когда ее слушаем, но музыкальные импульсы
неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и
поведения.

  1. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей

Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [5].

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами.

Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций.

Актуальна разработка проблемы заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей. Изучение внимания, памяти, мышления, психомоторики заикающихся показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся регуляция представляет сложную задачу, требующую произвольного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отличаются большей инертностью психических процессов, чем нормально говорящие, им свойственны явления персеверации, связанной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся как с помощью клинических наблюдений, так и с применением экспериментально-психологических методик. С их помощью выявлены тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобическое состояние; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект [5].

Заикание чаще всего впервые отмечается у детей в период интенсивного формирования речевой функции, т.е. в 2-5 лет, очень редко в раннем школьном возрасте и еще реже у подростков.

Заикание может возникнуть у ребенка от сильного испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом и грубом отношении к ребенку: угрозы, наказания, постоянные окрики. Возможно развитие нарушения после перенесенных инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье (частые ссоры родителей в присутствии ребенка). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых слишком много читают им, обращаясь с постоянными просьбами повторить прочитанное, или заставляют говорить перед незнакомой большой аудиторией [1].

В период развития речи неправильно сказанное слово повторяется ребенком, и это в свою очередь приводит к формированию у него неправильной речи. Ведь сам процесс формирования речи в большой степени связан с копированием речи окружающих.

Необходимо учитывать, что ребенок еще недостаточно приспособлен к окружающему миру и иногда реагирует на сложную ситуацию возбужденно или начинает нервничать.

Заикание отражается на поведении и характере ребенка: он становится боязливым, молчаливым, стеснительным, пугливым, неохотно общается со сверстниками. Для детей, страдающих заиканием, большое значение имеет мнение окружающих; они остро переживают свой порок и, стесняясь своего заикания, уклоняются от разговора и общения [7].

Заикание, ограничивая речевое общение, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально–волевой сферы, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. У них изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, “ теряет” конечную задачу, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций. Для детей с заиканием, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально–волевой сферы и поведения. У детей не сформирован динамический речевой стереотип. Поэтому, несмотря на то, что у детей со временем формируется определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур) они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса. Причем эти трудности с возрастом могут возрастать, особенно при переходе к более сложным формам речевого общения – к связной речи [1].

4. Использование музыкальной терапии в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми

Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки.

В практике психокоррекционной работы в процессе воздействия на эмоционально-личностную сферу она выполняет релаксационную, регулирующую, катарсистическую функции. Исследования показывают, что ребенок с проблемами развития, в частности, с заиканием, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов.

Помимо этого реабилитационная направленность музыкотерапии при работе с заикающимися детьми выражается в следующем:

  • терапия психоэмоциональной сферы;
  • развитие мелкой моторики при исполнительстве;
  • снятие «зажимов»;
  • развитие слуха, образного мышления;
  • расширение кругозора, общения;
  • развитие социальной активности, профориентация [2].

Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром [6].

Социально-педагогическое воздействие музыки на ребенка с заиканием связано с предоставлением ему неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в познании и утверждении своего Я. Создание ребенком продуктов музыкальной деятельности (пение, игра на инструментах) облегчает процесс коммуникации со взрослым и сверстниками на разных возрастных этапах. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов его художественной деятельности повышает самооценку заикающегося ребенка, его самоприятие. Музыка формирует представления ребенка об окружающем мире, расширяет музыкальный кругозор. В процессе музыкальной деятельности дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре музыкального произведения, передавая ее в пении, движениях.

Отвечая на вопросы педагога, ребенок делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьес, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами [6].

Итак, основные реабилитационные эффекты музыкальной терапии в коррекционной работе с заикающимися детьми:

1. эстетизация вкуса;

2. развитие чувства ритма;

3. воспроизведение музыкальных образов;

4. выработка и совершенствование навыков использования возможностей голоса, дыхания;

5.развитие нравственно-волевой сферы: активности, самостоятельности, решительности, выдержки, чувства коллективизма, навыков сотрудничества, стремления к победе [2].

Структура коррекционного музыкально-игрового занятия:

I. Вводная часть предполагает внесение дисциплины и организованности в занятие:

а) упражнения на развитие произвольного слухового внимания;

б) упражнения на развитие и совершенствование чувства ритма.

II. Основная часть занятия:

а) слушание музыки;

б) пение (включает в себя работу над развитием артикуляционного аппарата);

в) музицирование на музыкальном инструменте привлекает даже самых робких и инертных детей к активности в выражении своих чувств радости от возможности играть. Участие в оркестре сочетает навыки игры на инструменте с развитием общей музыкальности, с воспитанием чувства ответственности и своей значимости. Во время игры на музыкальном инструменте заикающийся ребенок чувствует себя равноправным партнером, солистом или лидером в определенной сфере, где его возможности по сравнению с другими сферами могут быть выше. Таким образом, моделируется и закрепляется положительный опыт ребенка — чувствовать себя полноценным человеком.

III. Заключительная часть включает разучивание танцев или хороводов, драматизацию песен, проведение подвижных игр и соревнований. Проводятся упражнения на релаксацию, снимающие эмоциональное напряжение, успокаивающее детей [2].

Варианты музыкально-игровых приемов приведены ниже.

  1. Музыкально-речевая игра «Песня ветра» [4]
ЗАДАЧИСОДЕРЖАНИЕМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• развитие слухового внимания;

• развитие динамического слуха;

• обучение детей различению звуков (сильный, слабый);

• развитие тембрового слуха, слухового внимания;

• обучение детей пению вокализа, удерживанию дыхания, усилению, ослаблению силы голоса.

Посмотрите, дети, на поляне стоит береза. На ней осталось мало листочков. Это ветер их сорвал и разбросал. Слышите, как ветер поет: «У-у-у-у-у».Необходимо добиваться ровного, непрерывного звучания. Пропеть с каждым ребенком отдельно. Задать вопрос: «Чей голос больше всего был похож на ветер?»

2. Музыкально-речевая игра «Дождик, солнышко верни!» [4]

сл. и муз. Я.Жабко

ЗАДАЧИСОДЕРЖАНИЕМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

• побуждение к интонированию.

• развитие слухового внимания, динамического слуха;

• побуждение к подпеванию голосу взрослого;

• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания, динамического слуха;

• обучение детей выразительному пению;

• закрепление представлений о приметах осени.

1.

Кап, кап — дождь идет,

Птичка песен не поет.

Лист гуляет по земле —

Это осень на дворе.

Лист гуляет по земле —

Это осень на дворе.

2.

Дождик, хватит слезы лить,

Под окошками бродить.

С тучей серой уходи,

Дождик, солнышко верни!

С тучей серой уходи,

Дождик, солнышко верни!

Сначала дети подпевают песню голосу взрослого, интонируют на слог «ля»;

На последующем этапе дети подпевают окончания фраз и знакомые слова;

Затем дети поют, проговаривая все слова песни.

3. Музыкально-речевая игра «На бабушкином дворе» [4]

сл. и муз. О.Девочкиной

ЗАДАЧИСОДЕРЖАНИЕМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• побуждение детей к интонированию;

• развитие певческого интонирования;

• побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний, подпеванию окончаний фраз;

• развитие певческого интонирования;

• обучение пению согласованно друг с другом, правильному дыханию.

Гуси кричат:

«Га-га-га!»

Утки кричат:

«Кря-кря-кря!»

Козлик кричит:

«Ме-ме-ме!»

Коровка мычит:

«Му-му-му!»

Киска поет:

«Мяу-мяу-мяу!»

Барашек зовет:

«Бе-бе-бе!»

Цыплята пищат:

«Пи-пи-пи!»

Лошадки кричат:

«И-го-го!»

Курочки кудахчут:

« Куд ах- тах- тах!»

Петушок поет:

«Ку-ка-ре-ку!»

А собачка лает:

«Гав-гав-гав!»

Дом наш охраняет:

«Гав-гав-гав!»

Сначала дети слушают голос взрослого, интонируют на слог «ля».

Далее дети слушают музыкальный вопрос и пропевают звукоподражания.

Затем дети поют всю песню. Придумывают характерные движения.

4. Музыкально-речевая игра «Мамочке любимой» [4]

сл. и муз. Е. Гомоновой

ЗАДАЧИСОДЕРЖАНИЕМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• развитие певческого интонирования;

• побуждение детей к интонированию;

• развитие певческого интонирования;

• обучение детей движениям, подпевание повторяющихся в тексте звукосочетаний, окончания фраз;

• развитие певческого интонирования;

• закрепление движений;

• обучение пению согласованно друг с другом.

1. Мамочке любимой

Песенку поем.

Мамочку поздравим

Мы с весенним днем.

Припев:

Хорошо, хорошо

Мамочка смеется!

Для того, для того

Песенка поется.

2. Мамочке любимой

Песенку поем.

Мы на мамин праздник

Солнышко зовем.

Припев:

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется!

Для того, для того

Песенка поется.

Сначала дети слушают пение взрослого, пропевают мелодию на слог «ля».

Затем дети подпевают окончания фраз, знакомые слова и словосочетания. Во время исполнения припева хлопают в ритме;

В итоге дети самостоятельно исполняют песню.

5. Музыкально-речевая игра «Кап-кап» [4]

сл. и муз. Е. Макшанцевой

ЗАДАЧИСОДЕРЖАНИЕМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;

• развитие слухового внимания, подражания речевым действиям;

• обучение детей подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний;

• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания;

• побуждение к самостоятельному пению.

Кап, кап, кап!

Кап, кап, кап!

Что там за оконцем?

Кап, кап, кап!

Кап, кап, кап!

Что блестит на солнце?

Кап, кап, кап!

Кап, кап, кап!

Капают капели.

То весна к нам пришла,

Птицы прилетели!

Тинь, тинь, тинь!

Тинь, тинь, тинь!

Кто там за оконцем?

Тинь, тинь, тинь,

Тинь, тинь, тинь,

Греется на солнце?

Тинь, тинь, тинь!

Тинь, тинь, тинь!

Птички прилетели.

Тинь, тинь, тинь,

Тинь, тинь, тинь,

Песенку запели!

Тинь!

Поет взрослый, дети подпевают.

На начальном этапе работы рекомендуется сочетать пение с музыкально-ритмическими движениями: «кап» — ударение указательным пальцем левой руки по раскрытой ладони правой.

«Тинь» — хлопок.

Сначала дети слушают, поет взрослый;

Затем дети подпевают повторяющиеся звукосочетания с помощью взрослого;

В итоге дети поют, проговаривая все слова песни самостоятельно.

6. Музыкально-речевая игра «Лесная песенка» [4]

сл. Т. Кагановой, муз. В.Витлина

ЗАДАЧИСОДЕРЖАНИЕМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• побуждение детей к интонированию.

• развитие певческого интонирования;

• обучение подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний, окончания фраз.

• развитие певческого интонирования;

• закрепление движений;

• обучение пению согласованно друг с другом.

1.

Золотило солнышко лес, лес.

Муравей на дерево влез, влез.

Дятлы долгоносые —

Тук, тук, тук.

Всюду, всюду слышится —

Стук, стук, стук!

2.

Мотылек на веточку сел, сел,

А скворец на елочке пел, пел.

Услыхал ту песенку толстый жук,

Зажужжал он весело —

Жу, жу, жу!

3. Полюбилась песенка всем, всем.

Мы запели песенку все, все.

Каблучками топаем —

Топ, топ, топ.

И в ладоши хлопаем —

Хлоп, хлоп, хлоп!

Сначала дети слушают пение взрослого, пропевают мелодию на слог «ля».

На последующем этапе дети подпевают окончания фраз, знакомые слова и словосочетания. Во время исполнения припева хлопают в ритме.

В итоге дети самостоятельно исполняют песню.

7. Инструментальная музыкальная игра «Дождик» (адаптированный вариант текста О.Клезович, муз. М.Парцаладзе) [4]

ЗАДАЧИСОДЕРЖАНИЕМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• развитие чувства ритма, слухового внимания, динамического слуха;

• обучение игре на палочках, правильному их положению;

• коррекция мелкой моторики рук.

• развитие слухового внимания, динамического слуха;

• обучение игре на колокольчике, правильному его положению;

• коррекция мелкой моторики рук.

• развитие динамического слуха, слухового внимания;

• обучение игре на металлофоне;

• закрепление представлений о музыкальных инструментах.

1.

Кап-кап, тук-тук-тук.

Капли дождика тук-тук.

Это дождик, тук-тук-тук,

Сочиняет этот стук.

2.

Кап-кап, дон-дон-дон.

Капли начали трезвон.

Поет дождик: «Дон-дон-дон»,

Слушайте все этот звон.

3.

Кап-кап, кап-кап-кап,

У дождя веселый нрав,

Завтра утром мы опять

Будем с дождиком играть.

На первом этапе дети играют с деревянными палочками.

Затем дети играют со звоночками (колокольчиками).

Позднее дети играют на металлофоне.

Поют.

На проигрыш исполняют ритмический рисунок.

8. Инструментальная музыкальная игра «Пение птиц» [4]

Польская детская песня, обработка Т.Боровик

ЗАДАЧИСОДЕРЖАНИЕМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, слухового внимания;

• обучение звукоподражанию.

• развитие слухового внимания;

• побуждение к подпеванию повторяющихся в тексте звукосочетаний и прохлопыванию их ритмического рисунка.

• развитие способности к звукоподражанию, слухового внимания, ритмического чувства;

• обучение вышеуказанным движениям, подпевание знакомых слов в тексте, повторяющихся звукосочетаний;

• коррекция мелкой моторики рук, автоматизация звуков «ж», «к», «р», «ч», «ц», «х» в словах и звукосочетаниях.

1. Лишь заря на дворе,

Утка в дудочку играет,

А утята подпевают:

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря».

2. Прилетел пестрый чиж,

Он запел нежней свирели,

И ребята присмирели —

Тишь-тишь-тишь, тишь-тишь-тишь.

3. Соловей лучше всех

Разливается, хлопочет,

Словно ночью спать не хочет:

«Цех-цех-цех, цех-цех-цех».

4. В небе крылья раскрыв,

Звонкий жаворонок вьется.

Над полями раздается:

«Жив-жив-жив, жив-жив-жив».

5. Воробей-озорник

На рассвете все летает,

Малым детям спать мешает:

«Чик-чирик, чик-чирик».

Дети поют или подпевают голосу взрослого и играют.

Деревянная коробочка.

Маракас.

Треугольник.

Свистулька.

Бубен.

1. Звукоподражание.

2. Дети подпевают и прохлопывают ритмический рисунок.

3. Дети пропевают и проигрывают ритмический рисунок, играют на музыкальных инструментах.

В заключение занятий проводятся упражнения на релаксацию, снимающие эмоциональное напряжение, успокаивающее детей. Вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть мини-сценарий, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лежа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей.

Продолжительность музыкального сна 5—7 мин. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке». После одно-двухминутного дыхания в индивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из вариантов рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи — «Доктор сон», «Волшебство леса», «Морской бриз» и др. После релаксации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом и т.п.).

9. Упражнение на релаксацию под музыку «Волшебство леса».

Праздник закончен, дети отдыхают на лесной лужайке. Релаксация под музыку «Волшебство леса» (аудиозапись из серии «Романтические баллады. Музыка для релаксации»). Педагог вербально «рисует» картинку отдыха на лужайке, направляет воображение детей.

Список литературы

  1. Дьякова Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л.И.Беляковой. М.-1992.
  2. Казакова Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. — Ульяновск, 2008. — 38 с.
  3. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Спб.: Речь, 2007. — 336 с, илл.
  4. Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / Авт.-сост. О.В. Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
  5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003. – 387 с.
  6. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования /Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2002. — 224 с.
  7. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968 – 367с.


Опубликовано в разделах:



Facebook
Twitter
VK
OK
WhatsApp


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *