Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников

 

Название: «Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников»
Номинация: Детский сад, «Лучшая авторская публикация», для педагогов ДОУ
Автор: Егорова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» г. Тамбов
Месторасположение: 392036, г. Тамбов, ул. Кронштадтская, д. 90

«Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников»

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности.

Компонентами содержания социального развития старших дошкольников становятся толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ, совместной деятельности с родителями воспитанников и в социальном партнёрстве с другими учреждениями средствами вхождения ребёнка в культуру.

Наиболее ценой для воспитания и обучения ребёнка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребёнка. Его способности мыслить образами и выражать своё отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие:

1.Народная игровая культура.

2.Устное народное творчество.

3.Декоративно — прикладное искусство разных народов.

4.Поликультурное пространство музея.

Это пространство появилось в нашем МБДОУ только в этом году. До 2016 года куклы разных народов, славянские куклы — обереги, неваляшки, матрёшки, коллекции посуды «Гжель», «Хохлома», макет «История старого Тамбова»; альбомы с историями, легендами, мифами, связанные с прошлым родного города, названиями улиц, площадей и т д. размещались на полках групповых комнат и менялись в зависимости от тематической недели. Каждый воспитатель в течение многих лет занимался собирательством той или иной коллекции.

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников

Так педагоги Гуськова Н.В. и Фетисова М.Э. собрали коллекцию фарфоровых кукол разных народов мира. Горбачёва Ю.В. организовала мини — музей «Неваляшки производства города Котовска». Кутырёва Л.А. вместе с родителями сделала макет здания «Торговые ряды города Тамбова».

Папина В.Н. провела мастер — класс для педагогов на тему : «Сделаем себе славянские куклы — обереги»,Кинтюхина Н.А. организовала выставку собранной коллекции «Гжель». Я пополнила мини — музей бумажными куклами народов мира, гипсовой работой «Я люблю Тамбов на фоне тамбовского волка», пособиями по декоративно — прикладному искусству.

Теперь всю эту красоту можно увидеть в одном пространстве- в мини — музее, за который я сейчас и отвечаю.

Музей как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам благодаря наглядно представленным музейным экспонатам.

Основными методами воспитания этнотолерантности являются:

1.Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок.

Всё это обеспечивает накопление ребёнком представлений о расовом и этническом составе нашей планеты, нашей Родины, страны, особенностях этнической культуры, возбуждение и проявление интереса к содержанию собранного материала.

2.Знакомство детей с устным народным творчеством, народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками способствует воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других народов и национальностей, углубляет опыт познания ребёнком причин различия и сходства этнических культур, обеспечивает возможность отражения полученных знаний в разных видах деятельности.

Я познакомила воспитанников старшего дошкольного возраста с разными национальными музыкальными инструментами (слушание музыкальных композиций, настольная дидактическая игра «Музыкальные инструменты») на примере Янни Хрисомаллиса и его группы.

Группа имеет многонациональный состав:

Хрисомаллис Янни – руководитель, пианист — грек.

Самвел Ервинян и Армен Мовсесян (скрипачи) — армяне, а ПедроЭустаче (духовые инструменты) — венесуэлец. Виктор Эспинола (арфа) — парагваец, а Саяка Катсуки (скрипачка) — японка, Александр Жиров (виолончель) — русский.

Воспитанники были в восторге, узнав о том, что коллектив многонациональный: все любят друг друга, дружат и благодаря этому гастролируют по всему свету, исполняя музыку разных народов, выпуская новые альбомы. Дети не только слушали музыку, но и смотрели видео их выступлений.

Знакомство детей с наиболее яркими и доступными знаками, символами, элементами традиционной культуры (блюдами национальной кухни, одеждой, предметамибыта, музыкальными инструментами, игрушками) помогает понять , как устроен образ жизни одного народа по сравнению с другим. Постепенно ребёнку становится понятно, почему в играх, произведениях народного творчества разных народов присутствуют определённые предметы, животные, совершаются определённые действия. Такое знакомство помогает установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызывает интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию. Так, например, детям можно объяснить, как природные условия влияют на хозяйственную деятельность человека, а затем находят отражение в детских играх. Можно объяснить, что у народов, живущих в средней полосе России, на юге и занимающихся земледелием, соответственно были игры, связанные с этим видом хозяйственной деятельности — «Редька», «Лён», в которых отразились этапы роста той или иной культуры. В других странах, например в Японии и Китае, известны игры, сопровождающие процессы сева риса, в которых участвуют и дети и взрослые. На Крайнем Севере наиболее распрастранены игры, связанные с оленеводством и охотой. В Бурятии традиционные игры связаны с разведением коней «Табун»

3. Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций.

4. Метод проектов углубляет интерес ребёнка к этнической проблематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности, которые я использовала в своей группе: «Деды Морозы разных стран», «Празднование Нового года в разных странах», «Жилище разных народов», «Национальные костюмы мира», «Собирание коллекций (матрёшек, неваляшек, кукол народов мира…), «Создание мини — музеев в групповых комнатах», «Создание музея (музейной студии)в самом ДОУ» с рисунками, поделками, рассказами детей о различной национальной принадлежности.

5.Праздники( в том числе народные обрядовые), театрализованно — музыкальные развлечения, совместные семейные вечера подводят итог рассмотрения темы; активного участия всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей), становлению толерантных отношений.

6. Сравнительный анализ народных игр и игрушек, произведений народного творчества.

Примером служат японская неваляшка дарума и брендовая котовская пластмассовая неваляшка

Японская дарума представляет собой неваляшку, воплощение божка Бодхидхармы, отвечающего за счастье. Для японцев эта неваляшка– один из символов национальной культуры, для иностранцев – симпатичная игрушка из категории «японские сувениры для дома». Древняя легенда гласит, что у Бодхидхармы после девяти лет медитации атрофировались конечности, поэтому дарумы, творимые мастерами из дерева или папье-маше, не имеют рук и ног. Обычно они красного цвета (он отпугивает демонов), но встречаются и зелёные, и жёлтые, и белые куклы. Настоящая японская кукла имеет усы, бороду, но не имеет в глазах зрачков.

И брендовая пластмассовая неваляшка, выпускаемая в Тамбовской области, в городе Котовске, на Федеральном казённом предприятии «Тамбовский пороховой завод» в течение 50 лет. В ассортименте теперь насчитывается более 30 видов игрушек. За последние годы существования завода появились новые

виды неваляшек, например, «Грибок», «Снеговик», «Пчёлка», «Хомяк», «Пасхальное яйцо» и др. Потребителями неваляшек являются более 150 предприятий как розничной, так и оптовой торговли», а также города Нью-Йорк (США), Алматы (Казахстан), Минск (Белоруссия), Дуйзбург (Германия).

Перед вами сравнительная таблица двух неваляшек:японской неваляшки дарума и котовской неваляшки.

Японская неваляшка дарумаКотовская неваляшка
Страна — ЯпонияСтрана — Россия, город Котовск
Материал: дерево, папье-маше или бумага

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности помещается груз.

Материал: пластмасс

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности помещается грузило.с музыкой.

Цветовая гамма:обычно они красного цвета (он отпугивает демонов), но встречаются и зелёные, и жёлтые, и белые куклы.Цветовая гамма: разная, начиная от красного цвета, заканчивая чёрным.
Используется для загадывания сокровенных новогодних желаний: загадав желание, владелец куклы рисует в глазу дарумы зрачок, а на подбородке – свое имя, видимо для того, чтобы «исполнитель мечты» не перепутал и не подарил вожделенное другому человеку.Использование: развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений, предназначена для детей самого маленького возраста.
Весь год стоит в доме на самом важном месте.

На следующий Новый год, если желание исполнилось, хозяин фигурки «дарит» ей второй глаз.

Если же дарума плохо поработала в прошлом году и не исполнила желание хозяина игрушки, то она сжигается в храме. Человек же покупает себе новую символическую куклу.

Срок службы — 7 лет
Установлен в Котовске не совсем удачный памятник «Эволюция»

Организованная образовательная деятельность с детьми по теме «Игрушка — неваляшка» может осуществляться в процессе различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно — исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, аппликация), музыкально- художественной

https://www.youtube.com/watch?v=f_SL2Z4DOQQ

http://mp3.cc/m/14701-detskie-pesni/13188899-my-milashki-kukly-nevalyashki/

Песня «Неваляшка» Д.Тухманов и группа «Непоседы»

Песня «Неваляшка» музыка Зары Левиной, слова Зои Петровой

http://a-pesni.org/baby/neval.php

чтения(используя интернет — ресурсы)

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/ctihi-pro-nevaljashku.html

http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-nasha-nevaljashka-dlja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrsta.html

http://detrod.net/18828-kukly-nevaljashki-pesenki-i-skazki-v-kartinkah.html

Владимир Степанов «Азбука игрушек»стихотворение «Неваляшка»

Примером продуктивной деятельности с детьми 3-4 лет служит выполнение аппликации на тему: «Неваляшка».

7. Игры — путешествия по глобусу, карте мира, карте родной страны.

8. Тематические дни «Дружат дети всей Земли», «Вот моя культура, вот народный мой костюм», «История костюма Тамбовской губернии»

Таким образом, представленный материал поможет педагогам ДОУ поддержать интерес детей к народным игровым культурам, устному народному творчеству,

декоративно — прикладному искусству разных народов; стимулировать детей к собиранию собственных коллекций и созданию мини — музеев дома для дальнейшего использования в работе ДОУ.

Название: «Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников»
Номинация: Детский сад, «Лучшая авторская публикация», для педагогов ДОУ
Автор: Егорова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» г. Тамбов
Месторасположение: 392036, г. Тамбов, ул. Кронштадтская, д. 90

 



Опубликовано в разделах:



Facebook
Twitter
VK
OK
WhatsApp


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *