X
  • On 03.02.2015
Categories Времена годаГруппы в детском садуДетский садДетский садДоклады, педсоветы, семинары…Конкурсыкруглый годЛучшая авторская публикацияМетодические разработкиПедагогам всех групп ДОУ

Доклад из опыта работы

Гагарина Наталия Викторовна
музыкальный руководитель
МАДОУ г.Хабаровска «Центр развития ребенка – детский сад №83»
Железнодорожный округ, город Хабаровск, Хабаровский край

Выступление на пед. совете 27.01.2011г. Музыкальный руководитель Донец Н. В.

Развитие творческих способностей детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях — сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.
Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.
О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.
Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
— соблюдение принципа свободы;
— накопление впечатлений от восприятия искусства;
— накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
— развитие основных музыкальных способностей;
— оснащения музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
В своей работе по музыкальному воспитанию я ставлю перед собой задачу: стремление к раскрытию творческого потенциала дошкольника. Об этом в своих статьях о музыкальном просвещении и образовании музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип является определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования. Здесь ребёнку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устаёт дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые раздражают нас, взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки из инструментов не угасает. Не раз приходилось наблюдать, как ведут себя дети в музыкальном зале, случись им остаться без педагога. Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает, и комната наполняется самыми немыслимыми и неожиданными звукосочетаниями. Конечно, эта импровизация хаотична, но сколько радости в глазах детей, как велико их желание фантазировать, придумывать что-то своё!
Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.
Требования к инструментам:
Детские музыкальные инструменты должны звучать чисто, иметь определённый тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования в детском саду. Под термином «коллективное инструментальное музицирование» подразумевается музыкально – исполнительская деятельность в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности детей. Разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.
Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь разучиванием пьес и песен. Важно, чтобы эта деятельность носила творческий характер. Я хочу, чтобы шумовой оркестр был игрой в оркестр, где есть место для фантазии, творчества, поэтому я даю задание на развитие творческих способностей. На музыкальных занятиях придумываем различные простые ритмы, обыгрывая игрушки (поёт медведь и скачет зайка, кукла ходит и бегает, часы большие и маленькие). Предлагаю творческие задания: передать с помощью музыкального инструмента, как гремит гром, как поют мама-птичка и птенчик, как кукует кукушка, как дождик начинается, идёт, заканчивается. Эти задания помогают ознакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента. Игры «Заинька», «Гроза», «Сравни звуки», «Отзовись, кого зовут», «Кукушка» и другие побуждают ребёнка к творческому поиску и самостоятельности, будят в нём желание фантазировать и воображать.
В старшей группе предлагаю творческие задания, в основном связанные с импровизацией ритмического рисунка: сочинить марш и сыграть его на бубне, коробочке, барабане, придумать музыкальный рассказ «кто живёт в лесу?», т.е. передать при помощи ритма и высоты звука образ лесного зверя. Игра «Эхо» — один ребёнок передаёт любой ритм, другой должен его повторить. Дети сами придумывают аранжировку музыки к песням, соответствующую её характеру, подбирая подходящие инструменты.
Вовлекая детей в музицирование, мы обогащаем их жизнь музыкой, прививаем им желание и умение это делать, учим выразительно пользоваться звуками. Это нужно, чтобы человек знал: музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нём самом: пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь и хочешь. Развивая творческие способности детей, предлагаю с помощью музыкальных инструментов озвучить сказку, театральную постановку, чтобы выход каждого героя сопровождался игрой оркестра.
Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития. Следует отметить некоторые из них. Автор программы «Играем в оркестре по слуху» М. Трубникова отмечает, что у дошкольников при индивидуальном обучении «достаточно легко может быть сформирована деятельность подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах». Т. Тютюнниковой создана программа элементарного музицирования по системе Карла Орфа, синтезирующая в условиях музыкально – игрового общения ритмизованные звучащие жесты, движения и мелодекламацию или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на орфовских инструментах. Л. Меркуловой предложена программа «Оркестр в детском саду», сочетающая обучение детей игре на музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты.

Автор: Гагарина Наталия Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ г.Хабаровска «Центр развития ребенка – детский сад №83»
Месторасположение: Железнодорожный округ, город Хабаровск, Хабаровский край

osn2003: