X
  • On 08.10.2015
Categories Детский садздоровьесбережениеКонспекты НОД, занятийкруглый годМетодические разработки для специалистов ДОУМузыкальному руководителюПедагогам всех групп ДОУ

Развитие музыкальных способностей у детей 6-7 лет, посредством использования технологий здоровьесбережения.

Автор: Шингарева Ольга Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ №59 «Цыплята»
Месторасположение: г.Северодвинск, Архангельская область, Россия


Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др.

В психологическом словаре А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского сказано, что музыкальные способности- это индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности.

Б.М. Теплов к основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство — способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; музыкально-слуховые представления — способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство — способность воспринимать и точно воспроизводить новые ритмические сочетания.

Наряду с основной задачей музыкального воспитания, одной из приоритетных задач современного образования становится сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту воспитуемых, устраняли бы перегрузки и сохраняли их здоровье. В связи с этим работа по развитию музыкальных способностей будет проходить более успешно и эффективно, если мы создадим и внедрим в образовательную область «музыка» систему музыкально-оздоровительной работы на базе технологий здоровьясбережения. Под здоровьесберегающими технологиями — будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, а так же все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитуемых. (по Дергунской В.А)

Современные здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании- это технологии сохранения и стимулирования здоровья (валеологические распевки, дыхательная гимнастика и артикуляуионная),технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж,гимнастика для глаз, игры направленные на совершенствование мелкой и общей моторики, развитие координации движений и ориентировки в пространстве, а также мышечного тонуса, активизации художественно-образного восприятия), коррекционные технологии(игротерапия, кинезиология,, психогимнастика, логоритмика).

Таким образом, целью нашей работы, является развития музыкальных способностей, в процессе использования здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. формирование стремления активно применять полученные знания о здоровом образе жизни в повседневной практике.

2. способствовать оздоровлению детей средствами музыки, движения, речи.

Специфические, музыкальные задачи:

1. развитие творческой активности во всех видах музыкальной деятельности;

2. активизация художественно-образного восприятия, расширение кругозора у детей 6-7 лет; совершенствование слухового восприятия, слухомоторной координации;

3. развитие ритма и темпа, совершенствование мелкой и общей моторики; развитие координации движений и ориентировки в пространстве, а также мышечного тонуса;

4. развитие диафрагмального дыхания, координации слуха и голоса.

Этапы реализации данной темы.

1этап.Диагностический. Изучение литературы по данной проблеме.Проведение мониторинга у детей 6-7 лет по выявлению начального уровня развития музыкальных способностей. С помощью метода анкетирования родителей «Музыкальный здоровячок » выявить наличие мотивов и элементарных привычек к здоровому образу жизни.

2этап. Практический. Разработка системы музыкально-оздоровительной работы и внедрение её на практике на базе игровых приёмов и методов, способствующих развитию музыкальных способностей.

3 этап. Обобщающий. Исследование результатов практической деятельности, проведение контрольного мониторинга по эффективности данной работы.

На начальном этапе нами был проведён мониторинг по развитию музыкальных способностей детей 6-7 лет (автор А.Н. Зимина). В результате, которого было установлено, что дети находятся на низком (59%) и среднем (41%) уровнях музыкального развития. Для этих детей были характерны: нарушения координации между слухом и голосом, неразвитое чувство ритма и темпа, механизмы диафрагмального дыхания, малоподвижный или зажатый артикуляционный аппарат, неустойчивость внимания, слабость запоминания, ограниченный кругозор, повышенная утомляемость. Такие аспекты как средства музыкальной выразительности, форма музыкального произведения, нотная грамота вызывали затруднения, носили выборочный, бессистемный характер.

По результатам анкетирования «Музыкальный здоровячек» мы сделал следующие неутешительные выводы. Практически половина семей воспитанников не ориентирована на здоровый образ жизни, неохотно поддерживают начинания в формировании компетентности здоровьясбережения у детей старшего дошкольного возраста.

Мы определили здоровьесберегающие технологии, временной норматив их использования в НОД в образовательной области «Музыка».

На 2 этапе были поставлены следующие задачи:

1.Постепенное повышение уровня музыкального развития детей 6-7 лет, посредством введения музыкально-оздоровительной системы.

2.Создание обстановки активного взаимодействия детей и взрослых, снижение эмоционально-психического напряжения, развитие коммуникативных навыков в процессе развития музыкальных способностей.

Спрогнозированные методы и приёмы, запланированные в НОД, учитывали индивидуально-возрастные особенности старших дошкольников , ориентировались на зону ближайшего развития и способствовали активизации развития музыкальных способностей.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий вне музыкальных занятий мы применяли:

-средства двигательной активности (физкультминутки, психогимнастика, фонематическая ритмика, оздоровительный бег, пальчиковая гимнастика, игротерапия, ритмическая гимнастика);

-оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе в летний период, фитовитаминотерапия,ионизация воздуха);

-оздоровительные силы музыки (релаксация под музыку, творческое «моторное рисования» с помощью муки или манки под музыку(замена песочной терапии);

-гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена)

Таким образом, схема регламентированной НОД в образовательной области «Музыка» в старшем дошкольном возрасте с учётом использования здоровьесберегающих технологий, временного норматива, а так же методов и игровых приёмов стала выглядеть следующим образом:

1.Вводная ходьба под музыку, использование музыкально-ритмических упражнений с акцентирование сильной и слабых долей тактов или

координационно-ритмические игры /3 мин/.

Методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей:

1. Кукла «Ритмичка» будет хлопать в ладоши на сильную долю такта./авторский приём/.

2. Прохлопать с детьми «Громкие и слабые шаги»/авторский приём/.

2.Валеологические-распевки О.Н.Арсеневской.

Цель: создание позитивной установки на восприятие окружающего мира,подготовка голоса к пению, развитие диапазона.

Методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей:

1.На начальном этапе проводится «игра-повторялочка»/пропевание музыкальных фраз за музыкальным руководителем/.

2.В дальнейшем выразительное исполнение попевок в разных тональностях /начиная с ре мажор/.

3.Дыхатель-ная гимнастика по Л.Беляковой.

/адаптированная дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой/.

Цель: осознанное управление механизмами диафрагмального дыхания через тренировку дыхательных мышц ,

развитие певческих способностей, повышение показателей диагностики дыхательной системы. /1 мин/.

Методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей:

Пассивный словарь: диафрагма, органы артикуляции.

Образные сравнения: насос и пластилиновый ротик .

1.Игровой приём с использованием ритмически организованного текста»Качели«/вверх-вниз/,

2. Игра «Бегемотики»:

Сидели бегемотики и трогали животики /животик поднимается, животик опускается/.

3.Зрительный показ муз. руководителя или воспитателя, тактильный контроль работы диафрагмы.

3.Образные ассоциации

/шарик надувается-сдувается; прыгает животик, как мячик; ёжик нюхает листву; лают собачки/.

4. Фонопедические упражнения

Авторы: В.В. Емельянов,

М. Ю. Картушина./1 мин/

Цель: укрепление хрупких голосовых связок детей;подготовка к пению;

профилактика заболеваний верхних дыхательных путей; корректируют произношение звуков и активизируют фонопедический выдох,стимулируют деятельность головного мозга.

Методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей:

1.Пение нот по нотному стану, который показывает рука./метод пластического интонирования Г.Струве/или нарисовать рукой, в которой кисточка и голосом одновременно картинку-пейзаж:

-листопад, вьюга, метель и т.п./авторский приём/.

2. Указания и голосовой показ муз. руководителя и образные сравнения /«У»-листок летит наверх, опускается на землю;»Ж«-пчёлка сидит на муз. цветке -улетает-прилетает/.

4.Иллюстрации с использованием движущихся предметов.

5. «Искусственные уши» В.Емельянова. Для чистоты интонирования периодически использовать акустический приём «слышания своего голоса со стороны» : делая из обеих ладоней «ковшики» , приставлять к ушам так, чтобы мизинцы плотно прилегали к вискам и обращались назад.

5. Восприятие /слушание музыки/./5 мин/

Цель: 1.Позитивное восприятие мира

2. Снятие напряжения, раздражительности

3.Восстановление спокойного дыхания.

4.Повышение иммунитета детей за счёт грамотного подбора музыкального классического репертуара.

Методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей:

Основной метод «забегания вперёд и возвращения назад«/поД.Б.Кабалевскому/

1.Сравнить музыку с цветом. Использование элементов цветовосприятия. Карточки цветонастроений:радостная -красный; спокойная —жёлтый;грустная — серый или коричневый

2.Цветовой экран /изготовление пособия «Мы в кино»/. Цель: подобрать цвет, который характеризует муз. образ произведения./авторская игра/.

3.Волшебные очки. Предлагается одеть специальные очки / ими служат театральные маски/ для просмотра своего воображаемого фильма в формате Три Д./авторская игра/.

4.Используя трафареты и без них » рисовать» с помощью манки или муки.

6. Танцы или пляски. /5 мин/.Танцевальное творчество.

Цель: развитие координации движений;развитие ритма и темпа; развитие произвольного внимания; выработка быстрой реакции на смену танцевальных движений; формирование правильной осанки.

Методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей:

1. Использование зрительных инструкций- схем танцевальных движений. /перестроение в пары- цифра «2», перестроение в четвёрки- цифра»4«./В последующем построение до 8 человек/.

2. Использование слуховых инструкций /звук металлофона, колокольчика, бубна/;

словесной инструкции: «Ушки на макушке».

7. Самомассаж под музыку биологически активных зон лица и освоение элементарных приёмов самомассажа: поглаживание, разминание, постукивание и пощипывание. /2 мин/.

Авторы: М.Ю Картушина.

Цель: предотвращения простудных заболеваний; благотворное воздействие на биоактивные точки лица, пальцев рук, ног; повышение защитных свойств всего организма.

Методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей.

1. Зрительный показ воспитателя.

Обращать внимание на лёгкость прикосновения пальцев к лицу

2.Ритмичные поглаживания. Разминания, поглаживания, постукивание, пощипывание от периферии к центру тела.

8. Артикуляционная гимнастика под музыку./1 мин/

Цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции; подготовка к правильному произношению фонем;тренировка мышц речевого аппарата; повышение показателей уровня развития певческих навыков, памяти и внимания.

Методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей.

Закрепление нотной и фонематической грамоты.

1.Игровой приём: показ кружков-«ноток» с разным произнесением гласных звуков. Нотка «до» -принесла звук-«О»,нотка «ре принесла звук «Э» и т.д. /авторский приём/.

2. После артикуляционной гимнастики, в качестве поощрения: отгадать нотку в картинках /ребусах/:

дом, река, мишка, фасоль, лягушка, сирень или услышать название нотки в именах: Оля, Сима, Афонасий, Дорофей, Ефрем, Владимир, Феофан.

9. Пение. Песенное творчество. /6-7 мин/.

Цель: развитие диафрагмального дыхания;

-развитие диапазона от ре/до/ 1 октавы до до/ре/ второй октавы;

-совершенствование дикционных умений.

-профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей:

Периодически использование зеркала во время исполнения песни, для контроля артикуляции и соответствия мимики лица образному настроению песни.

Авторские:1.Выбрать подходящие атрибуты для Феи музыки /иллюстрации, подходящие к данному произведению; карточки-настроения; музыкальный инструмент; стихотворение, нарисовать воображаемой кисточкой то, что услышал/./авторский приём/.

2.Придумать название данному произведению.

3.Метод проблемной ситуации: задать игрушке вопросы по музыкальному произведению или рассказать текст песни-скороговоркой.

10. Игры под музыку на выбор музыкального руководителя. /5 мин/.

Цель: Развитие «музыкального» кругозора; совершенствование мелкой и общей моторики; развитие координации движений и ориентировки в пространстве, а также мышечного тонуса; активизация художественно-образного восприятия.

Методы и игровые приёмы, активизирующие развитие музыкальных способностей:

Игра на развитие чувства ритма и темпа «Поезд с загадочными вагончиками» .

1 вариант.В каждом вагоне представлен в виде карточки свой ритмический рисунок.Ритмические схемы меняются. Исполнить ритм при помощи природного материала, муз инструментов или прохлопать в ладоши, по коленям, по плечикам и т.д.

2 вариант. В вагончиках едут сказочные герои

Предлагается простучать и пропеть их слоговой состав. В каждом слове скрыт природный его ритм: яблоки- это триоль, корова-это синкопа, слоны- ровные четверти, мяч- половинная длительность и т.д.

Таким образом, на завершающем этапе мониторинга была видна динамика развития музыкальных способностей у детей 6-7 лет:64% детей имели средний уровень, 36% имели высокий уровень. Развивая музыкальные способности при выполнении различных игровых упражнений под музыку , можно создать прочный фундамент для отличного здоровья, гармонично развивающейся личности старших дошкольников. Практическая значимость данной темы была отражена в приобретении старшими дошкольниками навыков сознательного отношения к своему здоровью, к владению разными здоровьесберегающими технологиями.

Литература:

1.Белякова Л.И..Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития дыхания у дошкольников .-М..2004.

2. Егоров Б.Б., Кудрявцев В.Т. развивающая педагогика оздоровления:

Программно-методическое пособие.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2000.

3. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст]: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000.

4.КовалькоВ.И.Здоровьесберегающие технологии.-М.,1998.

5.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. — М., 1985. — Т.1.

6.Харитонова Л.А Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Феникс,2011.

admin: