X
  • On23.10.2016
Categories Времена годаГруппы в детском садуДетский садДетский садКонкурсыкруглый годЛучшая авторская публикацияМетодические разработкиПланирование в ДОУПодготовительная группа

Методическая разработка. Тема: «Развитие у детей эстетического восприятия при ознакомлении с живописью».

 

Название: Методическая разработка. Тема: «Развитие у детей эстетического восприятия при ознакомлении с живописью».
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Планирование в ДОУ, Подготовительная группа
Автор: Цветкова Зинаида Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад Россияночка»
Месторасположение: город Тихвин, Ленинградская область

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому развитию детей № 4 «Россияночка».

 

Методическая разработка
Тема: «Развитие у детей эстетического восприятия при ознакомлении с живописью».
Пояснительная записка.

 

«Хочется, чтобы дети были путешественниками
и творцами в этом мире, учились наблюдать,
думать, рассуждать, переживать…»
В. Сухомлинский

Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе, как чрезвычайная ситуация. Небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей. А причина одна – упадок нравственности, культуры. Причина – в самом человеке. Как говорили древние греки: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается». Поэтому мы должны окружать ребёнка красотой – всем прекрасным, чем только сможем. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных музеев, выставок, книг – всего, что несёт красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование.

Формирование эмоционально – оценочного отношения к природе, к людям, к окружающему миру – это одна из задач художественно – эстетического развития дошкольников. Научить эмоциям и ощущениям невозможно, их можно лишь прочувствовать. И именно такую возможность представляет нам искусство, искусство живописи.

«Посредством глаза, но не глазом,

Смотреть на мир умеет разум».

Народная поговорка гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь». И именно в детстве происходит посев добра. Как важно, чтобы чистая душа ребёнка воспринимала подлинную красоту.

Искусство помогает человеку стать человеком. Важно развивать у ребёнка художественный вкус. Необходимо учить детей видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в окружающих их предметах, в людях.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является живопись. «Живопись учит смотреть и видеть», — А. Блок. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, эмоционально – отзывчивым. Искусство создаёт радость общения со сверстниками, формирует умение сопереживать. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают видеть и «слышать» в произведении что – то своё, у них возникает желание самим создавать красивое, так у детей зарождается творчество. С помощью живописи дошкольники начинают понимать гармонию природы, развивается их мыслительная деятельность. Рассматривая картины, отвечая на вопросы взрослого, составляя рассказы по картинам, выражая своё отношение к изображённому на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащают свою речь выразительными средствами (сравнения, эпитеты…).

Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности. Приоткрыть ребёнку глаза на мир, приобщить его к прекрасному поможет систематическое ознакомление с живописью. Занятия по ознакомлению с живописью так же помогают дошкольникам обогатить содержание и выразительные средства своих работ по изобразительной деятельности.

Уже с младшей группы детей знакомят с художниками – иллюстраторами, а с пяти лет знакомят с живописью. И именно этому разделу я уделила особое внимание, так как ознакомление дошкольников с живописью благотворно влияет на их всестороннее развитие и способствует их духовно – нравственному воспитанию.

Цель:

Развивать умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать интерес к творчеству русских художников.

Задачи:

  1. Развивать у детей интерес к живописи.
  2. Учить различать жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, сказочно – былинная).
  3. Учить детей понимать замысел произведения, его содержание, видеть красоту природы, предметов.
  4. Развивать художественный вкус, умение выделять средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
  5. Учить передавать в речи свои впечатления о картине, подбирать и использовать сравнения и эпитеты.

Предполагаемый результат:

Дети проявляют интерес к разным жанрам живописи, понимают содержание произведения, замечают красоту окружающего мира – в природе, в окружающих их предметах, в людях.

Методы и приёмы ознакомления дошкольников с живописью.

Методы и приёмы Пояснения
1 Искусствоведческий рассказ педагога Структура искусствоведческого рассказа:

— сообщение названия картины и фамилии художника;

— о чем написана картина;

— что самое главное в картине (выделить композиционный центр);

— как оно изображено (цвет, построение, расположение);

— что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (углубление в содержании картины);

— что красивого показал своим произведением художник;

— о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

2 Приём конкретных вопросов Используют для закрепления понимания содержания картины, активизации творческого воображения и эмоции.

Например:

•О чём картина?

•Почему думаете так, расскажите?

•Как бы вы назвали картину?

•Почему именно так?

•Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

•Как он изобразил это в картине?

•Какое настроение вызывает картина?

•Отчего возникает такое настроение?

•Что хотел сказать художник своей картиной?

3 Приём «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий Детям предлагается представить себя на месте изображённого человека или в любом месте картины. Дети могут высказать предположения о том, что предшествовало событиям, изображённым на картине, и что может произойти потом.

Такой приём «будит» детское воображение, учит переживать, размышлять, высказывать предположения.

4 Приём точных установок Учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

5 Метод музыкального сопровождения Подбирается музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы увидим сегодня. Музыка может быть фоном для рассказа воспитателя.
6 Приём «Рамка» (акцентрирование деталей) Суть данного приёма заключена в том, что для восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части. Данный приём усиливает восприятие ребёнка, помогает устанавливать взаимосвязь между частью и целым, развивает речь.
7 Метод вызывания адекватных эмоций (оживление детских эмоций) Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
8 Приём композиционных и колористических вариантов Суть приемов в том, что педагог наглядно или словесно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроения, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

Например:

  • «Что изменилось на картине между людьми, предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)
  • «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»
  • Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?
9 Приём «назови картину» Данный приём помогает детям увидеть и понять замысел произведения, учит размышлять, высказывать предположения.

Дети предлагают свои варианты названия картины.

10 Игровые приёмы Можно использовать дидактические игры: «Выставка картин», «Жанры живописи», «Составь натюрморт»… Игры стимулируют желание ребёнка рассказать о понравившейся картине.
11 Приём сравнения картин Приём повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, умозаключение.

Вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Контрольно-измерительные и диагностические материалы по теме.

Вопросы диагностики:

  1. Умение различать жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочно – былинная.
  2. Понимание замысел картины, её содержания и настроение.
  3. Называть основные выразительные средства: цвет, линия, фактура, свет и тень.
  4. Умение высказывать эстетические суждения о произведениях живописи.

Оценка уровня развития: 1 балл – ребёнок затрудняется отвечать, 2 балла – отвечает с помощью наводящих вопросов, 3 балла – отвечает самостоятельно.

Методика проведения диагностики.

Первая часть диагностики проводится в форме игры «Выставка картин».

Вопросы к детям:

— Как называется жанр живописи?

— Что вы видите на этих картинах?

Вторая часть диагностики проводится в форме беседы с использованием репродукций картин: И.И. Левитан «Золотая осень», И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды», В. М. Васнецов «Богатыри».

№ вопроса Вопросы к беседе по картинам:
1 — Как вы думаете, что художник хотел показать в своём произведении?

— О чём рассказывает нам художник?

— Какое чувство вызывает у вас картина? Какое настроение?

— Какое настроение передал художник в этой картине?

— Как вы думаете, что самое главное в картине?

2 — Как художник показал, что главное на картине…цветы?

— Какие выразительные средства вы знаете?

— Какие выразительные средства использовал художник, чтобы мы увидели в его картине…красоту осеннего пейзажа?

— Как художнику удалось передать красоту, которая его однажды поразила?

3 — Какая из этих картин больше понравилась и почему?

— Какими словами можно сказать о богатырях…?

Дидактическая игра «Выставка картин»

Цель: Закреплять представления детей о жанрах живописи, особенностях их изображения. Учить находить определённый жанр среди других и обосновывать свой выбор.

Материал: Репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж, сказочно – былинная)

Дидактическая игра «Перспектива»

Цель: Уточнить знания детей о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал: Картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линии горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие).

Дидактическая игра «Составь натюрморт»

Цель: Закрепить знания детей о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету. (Праздничный, с фруктами и цветами, с посудой овощами…)

Материал: Силуэты цветов, фруктов, овощей, ягод, грибов, посуды.

 

Дидактическая игра «Придумай и собери портрет»

Цель: Закреплять знания о жанре портрета. Составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Материал: Разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, глаза, усы и т. д.

Дидактическая игра «Симметричные предметы»

Цель: Дать детям понятие «симметричность предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и асимметрии, сложив неправильно части предметов.

Материал: Картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.

Конспект занятия по ознакомлению с былинной живописью в подготовительной к школе группе

Тема: «Ознакомление с творчеством В.М. Васнецова

в картине «Богатыри».

Задачи:

  1. Вызвать интерес у детей к былинной живописи при ознакомлении с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».
  2. Развивать умение всматриваться в произведение искусства, описывать, высказывать свое мнение, понимать его смысл.
  3. Развивать художественный вкус: воспитывать чувство цвета, композиции.
  4. Активизировать словарь детей за счёт слов: кольчуга, шлем, витязь, булатная палица, сбруя.
  5. Воспитывать чувство гордости за защитников Отечества.

Предварительная работа:

1. чтение художественной литературы:

  • книга «Былины», М. «Дрофа — Плюс», 2004г.
  • Былинный сказ «Садко», М. «Детская литература», 2006г,
  • «Илья Муромец и соловей разбойник» книга для чтения дома и в детском саду, М. ОНИКС, 2006г.
  • «Илья Муромец и соловей разбойник» М. Акция 1993г.

Ход занятия.

Воспитатель читает детям отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей — разбойник».

Он спустил добра коня, дай богатырского

Он поехал – то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал…

— Ребята, о ком я прочитала отрывок? Что это за произведение? Какие ещё былины мы читали?

— «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Настасья Микулишна», «Садко».

— А что такое былина?

— Былина – это сказание о богатырях. Люди славила богатырей русских, слагали о них песни, легенды, былины.

— Сегодня я хочу познакомить вас с работой знаменитого русского художника В. М. Васнецова.

Воспитатель включает музыкальный отрывок из 2-ой «Богатырской симфонии» А. Бородина или «Богатыри русские» музыка А. Пахмутовой, и вывешивает перед детьми репродукцию с картины «Богатыри».

-Дети, как вы думаете, кого изобразил художник на картине?

-Правильно, русских богатырей.

Художник В. Васнецов родился в селе, очень любил природу. С детских лет слышал былины и сказки о русских богатырях, песни, которые пели девушки. Поэтому Виктор Михайлович написал много картин, где изобразил сказки и былины.

— И вот перед нами одна из работ художника. -Ребята, а богатыри это кто?

— Это войны, которые жили на Руси, боролись с ее врагами.

— Как вы догадались, что это богатыри?

— На них одежда воинов (железные кольчуги, шлемы, сапоги), они вооружены.

— А чем они вооружены?

— Старинным оружием: меч, копьё лук со стрелами, палица булатная (металлическая дубинка).

— Как вы думаете, кого из богатырей изобразил В. Васнецов?

— Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

-Угадайте, про какого богатыря сейчас расскажет…Уля?

1-ый ребёнок рассказывает:

— Он самый старший из богатырей, сильный, могучий, храбрый. И конь у него под стать богатырю: сильный, мощный, у коня густая грива.

— Верно это Илья Муромец, художник изобразил его в центре.

— Как Васнецов показал, что Илья самый старший?

— У него седая борода, из – под шлема выбилась седая прядь волос.

— Какое у него лицо?

— Серьёзное, хмурое.

— А почему? Он что, не умеет улыбаться.

— Илья Муромец мудрый, он очень внимательно всматривается вдаль: нет ли где врагов.

— Как художник показал силу богатыря?

— Да, посмотрите, с какой он лёгкостью держит палицу в правой руке, хотя она очень тяжёлая. И копьё он держит очень громадное. Сразу видна сила богатырская.

— А теперь попробуйте отгадать, о ком расскажет…Саша?

2-ой ребёнок рассказывает:

— Он одет богато и нарядно, на нём княжеские драгоценные доспехи, так

как он княжеского рода. И щит у него «богатый», ярко-красный с

золотыми заклёпками.

— О ком идёт речь?

— Что бы вы, ребята, сказали о Добрыне Никитиче? Какой он?

— Смелый, строгий, сильный , благородный(честный), решительный.

— Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен.

— Вы догадались, как зовут 3-его богатыря?

— Да, это народный богатырь Алёша Попович, сын попа из города Ростова.
Что можно о нем сказать? Каким показан Алёша на картине?

— Это самый младший богатырь.
— Как это видно? Какое у него лицо?

— У него нет бороды, смотрит с хитринкой. Одежда его нарядна: на

красный кафтан надета изукрашенная позолотой кольчуга, на голове

позолоченный шлем с украшением, на руках перстни.

— Как вы думаете, Алёша Попович так же силён, как два других героя?

— Хоть он не так силён, но ловок и так же смел и отважен.

— Что можно сказать о его вооружении?

— Алёша вооружён легко: в левой руке держит лук и стрела у него уже

наготове. Алёша как будто что-то замышляет, ведь он мастер на выдумки,

ловкий и меткий стрелок.

— Ребята, а если я закрою лица героям, спрячу, как узнать кто это?

— Правильно, по одежде.

— А теперь посмотрим, какие краски использовал В. Васнецов для

изображения коней?

Дети подходят к столу и подбирают краски.

— Почему коня Ильи Муромца художник изобразил чёрной краской?

— Он могучий, суровый, мощный.

— Конь Добрыни Никитича белоснежный.

— Что В. М. Васнецов хотел этим выразить?

— Седок у этого коня княжеского рода, поэтому он такой красивый, чистый,

благородный, белоснежный в нарядной красной сбруе с золотыми

украшения. Ветер развивает его пышную гриву.

Дети высказывают далее своё мнение, рассматривая третьего коня.

— Почему художник изобразил его рыжеватой краской?

Ответы детей.

— Он не такой могучий, как другие кони, но он молодой, лёгкий, стремительный.

Воспитатель ещё раз обращает внимание на богатырей.

— Ребята, вам нравятся богатыри, изображённые Васнецовым? А кто из

богатырей понравился больше? Почему?

— Хотели бы вы походить в таких доспехах? Закройте глаза и представьте

себя такими же богатырями в таких доспехах.

— Что вы ощущаете? Вы можете легко передвигаться?

— А вы хотите быть тоже сильными, крепкими, выносливыми? Для этого

надо тренироваться и выполнять упражнения.

Выполнение упражнений «Соло для позвоночника».

— Ребята, что ещё художник изобразил на картине?

— Виктор Михайлович показал природу, пейзаж.

— Где на картине проходит линия горизонта?

— Почему так высоко? Что этим нам показал художник?

— Огромные степи, леса дремучие, простор русской земли, низкое небо. Ветер «гуляет» по степи: колышет траву, гонит грозные тучи.

— Дети, как вы думаете, почему на переднем плане художник Васнецов изобразил богатырей, а природу за их спиной? Что Васнецов хотел нам этим сказать?

— Что богатыри могучие, великие, полны решимости, стоят на защите Русской земли, и через них враг не пройдёт, ведь у них за спиной Родина.

— Ребята, вам понравилась картина?

— Как бы вы её назвали? Выслушать ответы детей.

— В. М. Васнецов назвал свою картину «Богатыри». Она стала его любимым полотном, ведь трудился художник над этой картиной 20 лет.

— Мы сегодня познакомились с картиной, которая относится к жанру былинной живописи, то есть живописи, изображающей героев былин.

В свободное время воспитатель предлагает детям нарисовать любого былинного богатыря.

Конспект занятия по ознакомлению детей с творчеством

художника – иллюстратора В. В. Лебедева

Тема: «Разноцветные картинки»

Задачи:

  1. Продолжать формировать интерес к книжной графике, при ознакомлении детей с творчеством художника — иллюстратора В. Лебедева.
  2. Развивать интерес к творчеству художника.
  3. Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации, понимать их содержание, определять характер героев, выразительные средства (выбор цвета, позы, одежда), передавать своё отношение, чувства.
  4. Воспитывать интерес к детской книге, иллюстрациям.

Предварительная работа:

  1. Чтение произведений С. Я. Маршака «Усатый — полосатый», «Тихая сказка», «Разноцветная книга».
  2. Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецова, Е. Рачёва, Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Конашевича.

Ход занятия:

Воспитатель подводит детей к выставке книг с иллюстрациями В. Лебедева.

— Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку книг. Хотели бы вы взять в

руки эти книги, рассмотреть их, прочитать? Почему?

Ответы детей.

— Как вы думаете, какая книга интереснее — с иллюстрациями или нет?

— А почему вы так думаете?

Они яркие, сразу нас привлекают, когда смотришь на иллюстрации, можно

догадаться, о чём говорится в книге.

— Хотите рассмотреть книги с выставки?

Рассматривают книги с выставки, читают названия произведений.

— Дети, вы знаете, кто нарисовал иллюстрации к этим книгам?

Воспитатель показывает портрет В. В. Лебедева. Дети садятся на стульчики.

— Владимир Васильевич рисовал людей, любил рисовать животных, и много

рисовал с натуры.

— У меня в руках «Рассказы для маленьких детей» Л. Толстого.

— Посмотрите, какое место в книге занимают иллюстрации?

— Как вы думаете, почему рисунки такие крупные, а текст напечатан мелко внизу?

— Для каких детей писатель писал эти рассказы?

— А маленькие дети умеют читать?

— Что им в книге больше нравится?

— Конечно, их привлекают картинки.

— Что можно сказать о детях, которых изобразил В. Лебедев?

— Например, Настя в рассказе «Была у Насти кукла…». Какая она?

— Спокойная, добрая, обаятельная, заботливая, внимательная, аккуратная.

  • Вы бы хотели подружиться с этой девочкой? Почему?
  • А поиграть с куклой Настей хотели бы?

— Как художник показал нам характер девочки?

— Как Настя одета? Почему на ногах девочки валенки?

— Что делает Настя?

— Как вы думаете, зачем она положила под ноги полено?

Описывают внешний вид девочки, как она просто и опрятно одета, волосы заплетены в косы, сидит тихо, спокойно, бережно держит куклу, нежно поглаживает ее рукой, немного наклонила к ней голову…

— Какие краски использовал художник для работы?

— Почему самой яркой краской Лебедев нарисовал платье кукле?

— Нравятся вам дети, показанные художником?

— Владимир Васильевич рисовал обычных детей, хотел передать нам характер каждого ребёнка, и поэтому все маленькие герои на его иллюстрациях такие

обаятельные.

Воспитатель вновь обращает внимание детей на выставку книг.

— Мы познакомились с иллюстрациями Лебедева к рассказам писателя Льва

Толстого. Но больше всего художник работал с писателем С. Я. Маршаком.

— Однажды Самуил Яковлевич принёс в типографию своё стихотворение,

увидел рисунки неизвестного художника. Ему очень понравились его

работы, и Маршак попросил В. Лебедева быть художником его книги. Так

началась их дружба, которая длилась более сорока лет.

Воспитатель показывает иллюстрацию к «Разноцветной книге» С. Маршака Ребёнок читает ранее выученное стихотворение;

Эта страница зелёного цвета,

Значит на ней постоянное лето…

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой страничке прилёг…

— Вам нравится эта поляна? Чем нравится?

— Вы бы хотели оказаться среди лета, которое нарисовал художник?

— Что бы вы стали там делать?

Цветные физминутки:

1. «Солнышко, солнышко в небе свети»

2. «3елёный луг»

Дети садятся на стульчики

— Какого цвета здесь больше?

— Сколько оттенков зелёного цвета вы видите?

— Какой день изобразил художник? (солнечный, ясный, всё сверкает, переливается на солнышке)

— Кого вы видите на поляне? Ребёнок читает стихотворение:

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт стрекоза…

… вот в одинаковых платьях, как сестры,

Бабочки сели в траву отдыхать…

— О чём нам хотел рассказать В. Лебедев этим рисунком?

— О красоте природы, хотел предупредить, что к природе надо бережно

относится.

Воспитатель берёт книгу С. Маршака «Усатый — полосатый». Ребенок читает наизусть отрывок.

— Кто это такой?

— Из какого произведения эти строки?

— Это взрослая кошка или маленький котёнок? Он вам нравится?

— Каким Лебедев нарисовал котенка? (Пушистый, серый, полосатый, с длинными усами, выразительными глазами)

— Он получился на картинке таким же, как и в стихотворении — непослушным?

— Удалось художнику в рисунке показать поведение котёнка?

— Вот ещё одно стихотворение С. Маршака «Тихая сказка». Вспомните о ком эта сказка.

— Какое время года изобразил художник на обложке? Поздняя осень

— Как это видно?

— Холодный осенний ветер сорвал листья с деревьев и рассыпал их по всей обложке, они лежат как ковёр.

— Как художник написал название книги?

— Выложил название из маленьких веточек и опавших листьев.

— В какое время суток происходит действие сказки?

— Как художник изобразил ночь? Светит луна, деревья серые, как в полумраке.

— Как художник изобразил волков? Какой краской? Каким цветом? Рисунок выполнен серой акварелью.

— С помощью чего он передает нам тревожное настроение в сказке?

— Грустными красками.

— Давайте и мы подберем краски к сказке С. Маршака. Игровое упражнение «Подбери краски».

В свободное время детям предлагаем нарисовать друзей усатому — полосатому, так, что бы они были на него похожи.

Конспект занятия по ознакомлению с картиной А.К. Саврасова

«Грачи прилетели» в подготовительной к школе группе

Тема: «Пробуждение природы»

Задачи:

  1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение Саврасова «Грачи прилетели», на пробуждение природы, выраженное художником.
  2. Дать представление о пейзаже, как о картине, отображающей жизнь реальной природы.
  3. Развивать умение рассматривать пейзаж и видеть расположение «предметов» на картине.
  4. Развивать художественные способности: чувства цвета, линий,

композиции.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в «грачевник».
  • Наблюдения за изменениями в природе во время прогулки.
  • Рассматривание иллюстраций весенних пейзажей.
  • Чтение художественной литературы:
  1. Н. Сладков «Грачи прилетели» (хрестоматия для дошкольников старшего
    возраста).
  2. Китайская народная сказка «Как птицы учились строить гнёзда» (книга «Оригами и аппликация»).
  3. Рассказ «Пернатые друзья» (книга «Оригами и аппликация»).
  4. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» (хрестоматия для дошкольников
    старшего возраста).
  5. С. Маршак «Март» (книга Новоторцевой «Учим детей наблюдать и рассказывать»).
  6. И. Бунин «Бушует полая вода».

Материалы и оборудование: Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», дидактическая игра «Подбери краски к картине», музыкальное произведение Э. Грига «Утро».

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

— Ребята, отгадайте загадку (дети загадывают ранее выученные загадки):

1.Зазвенели ручьи, прилетели грачи,

В дом свой — улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(весной)

2.Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег, худеет, мокнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(март)

— Сегодня мы познакомимся с картиной великого русского художника

А. К. Саврасова. Как она называется, я пока не скажу, потом сами попробуете

догадаться.

Воспитатель под музыку Э. Грига «Утро», открывает на мольберте картину.

Дети рассматривают.

— Вам нравится картина? Почему?

— Какое время года изображено на картине?

— Да, Саврасов в своём произведении изобразил раннюю весну.

— Как вы догадались, что это начало весны? Какими красками художник её показал?

Дети подходят к столу и выкладывают палитру красок: серые, коричневые, белые, голубые, розовые. (Дидактическая игра «Подбери краски к картине»).

— Эту картину художник написал после многих наблюдений его за природой. Этюды (небольшой рисунок, часть будущего большого произведения) автор писал с натуры в одном селе.

— Что показывает художник нам в своём произведении?

— Что происходит ранней весной в природе?

— Алексей Кондратьевич передал тот момент, когда в природе всё начинает меняться, всё приходит в движение, пробуждается.

— Что Саврасова заинтересовало?

— Кто изображён на картине?

— Художник увидел, как из тёплых краёв вернулись к нам грачи — первые вестники весны.

Ребёнок читает ранее выученное стихотворение:

По чёрным пашням, сам весь чёрный,

То вперевалочку, то вскачь,

Как будто взялся сеять зёрна,

В полях разгуливает грач.

А солнце с высоты жар-птицей

На первого грача косится.

А я от радости кричу:

«Привет осеннему грачу!»

— Грачи суетятся, галдят, шумят, радуются, что вернулись в старые гнёзда, обновляют, ремонтируют их. Внизу на земле грач нашёл веточку для своего гнезда и держит в своем сильном клюве.

  • Какие деревья выбрали грачи для гнездования?
  • Где стоят берёзы? Опишите их.
  • На переднем плане мы видим небольшой пруд. На его берегу выстроились в ряд берёзы. Какие они?
  • Берёзы старые, покривившиеся, корявые.
  • Как показано корявая поверхность деревьев?
  • Мазками, оттенками, серой и коричневой красками.
  • А с боку несколько молодых стройных берёзок. Художник изобразил деревья крупно, во весь рост, потому что полотно расположено вертикально.
  • Ребята как вы думаете, почему грачи выбрали это место для своих гнёзд?
  • Где грачи будут себя лучше чувствовать: около жёлтых домов или на краю села?
  • Это окраина небольшого села, здесь тихо и спокойно.
  • Что мы видим на заднем плане, за берёзами?
  • За деревьями бревенчатый забор.
  • Как, с помощью чего изобразил Саврасов забор из брёвен?
  • С помощью цвета и линий: желтоватый забор, длинные, коричневые линии.
  • Что изображено за забором?
  • Далее видны деревянные дома и церковь с колокольней.
  • Какую Алексей Саврасов увидел церковь?
  • Старая, каменная церковь.

— Почему вы решили, что церковь старая?

— Со стен облупилась краска, видны коричневые, каменные стены.

  • Что мы видим дальше?
  • Узкой полосой раскинулись поля, на которых виден ещё не растаявший снег.
  • Каким показан снег на картине?
  • Он потемнел, талый, грязный, рыхлый. На снегу видно множество следов птиц.
  • Где — то уже снег подтаял и видны проталинки.
  • А изобразил ли художник солнце на картине?
  • Да, солнце видно. Но оно ещё не яркое.
  • Как мы видим это?
  • Художник Саврасов показал нам солнце с помощью света и тени. Видны тени от берёз на снегу, на заборе, так же в пруду видно отражение деревьев. Солнечный свет освещает деревянную крышу дома, стены церкви, забор.
  • Какое место на картине занимает небо?
  • Опишите, какое оно.
  • Местами грязно — серое, покрыто голубовато — серыми тучами, кое — где облака нежно — голубые.
  • Вы почувствовали, как повеял на нас лёгкий весенний ветерок?

— А кто это увидел на картине?

— Ветер чуть отклоняет дымок, который струится из трубы деревянной избушки.

— Сейчас я включу музыку, и вы подумаете, как бы вы назвали эту картину. (Э. Григ «Утро»)

— Какое настроение передаёт художник?

— Что вы почувствовали?

— Радость с приходом весны, ожидание тепла, солнца.

— А теперь скажите, как бы вы назвали это произведение?

— Саврасов назвал свою работу «Грачи прилетели».

— К какому жанру живописи отнесём картину?

— Пейзаж.

На занятии по изобразительной деятельности воспитатель предлагает детям нарисовать свою картину о прилете грачей.

Библиография:

  • Бялик В., Мацкевич М. «Путешествие в мир русской живописи» Москва, «Арт – Родник», 2000 год.
  • Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»
  • Доронова Т. Н. «Дошкольникам об искусстве»
  • Краснов Н. В. «Беседы по искусству в начальной школе» Москва, «Искусство», 1965 год
  • Копцева Т.А. «Природа и художник», М., 2001.
  • Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом», Детство-Пресс, 2013
  • Маслова С.Г., Соколова Н.Д. «Мы входим в мир прекрасного», Санкт — Петербург, СпецЛит, 2000
  • Сборник стихов русских поэтов «Чиста небесная лазурь» Москва, «Белый город», 2008 год.
  • Страхова Л. Л. «Сочинение по картине для младших школьников» СПб., «Литера», 2008 год.
  • Трофимова М. В., Тарабарова Т. И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство» Ярославль, «Академия развития», 1997 год.
  • Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи», М., 1992

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

 

«НАТЮРМОРТ»

«МАМИН ПОРТРЕТ»

 

Приложение (скачать)

osn2003: