Название: Педагогические условия формирования способов сюжетосложения в ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Экспериментально-образовательная деятельность, Старший дошкольный возраст
Автор: Дроздова Анна Геннадьевна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 18
Месторасположение: г. Иркутск, Иркутская область
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЯ В РОЛЕВОЙ ИГРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, игра остается наиболее характерным видом его деятельности. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменение в его психике, возникают важнейшие психические новообразования, ярко проявляются особенности мышления и воображения, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие игры. Сюжетно-ролевая игра — одна из творческих игр.
Современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. Они недостаточно умеют выстраивать ролевые диалоги, фантазировать, придумывая новые сюжетные сценарии. А это значит, что у них не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. В связи с этим возникает необходимость помощи воспитанникам в овладении навыками сюжетно-ролевой игры — помочь обогатить игровые навыки у детей в развитии сюжетосложения; стимулировать фантазию и воображение.
Согласно пункту 3.2.5. ФГОС ДО, одним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе требования к обеспечению условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение игровой деятельности. В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры [13].
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития – сюжетосложения, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Основная цель педагогического руководства — будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.
Более современный подход к руководству играми описан в исследованиях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой [7]. Авторами выделены следующие компоненты партнерского подхода:
1) Создание условий для активизации самостоятельной игры: обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками;
2) Формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей;
3) Постепенная передача дошкольникам усложняющихся способов построения игры в совместной игре взрослого и детей;
4) Демонстрация взрослым образцов игрового поведения.
По нашему мнению, этот подход к организации игры в большей степени подходит современному дошкольному учреждению, поскольку формирование игры по Н. Я. Михайленко позволяет детям овладеть не только игровым действием с предметом, но и способами ролевого поведения и совместного построения сюжета, что способствует формированию игровых умений дошкольника. Основные принципы этого подхода: воспитатель — партнер ребенка по игре. Разворачивать совместную игру с детьми он должен так, чтобы на каждом этапе ими осваивался новый, более сложный способ ее построения. По мнению автора, дети старшего дошкольного возраста должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Поэтому усилия взрослого должны быть направлены на формирование самого сложного способа построения игры — совместного сюжетосложения.
В связи с этим,
Цель работы – создать и апробировать педагогические условия овладения основами сюжетосложения, как способа организации сюжетно-ролевой игрой детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
I. Разработать этапы работы по обучению детей 6-7лет сюжетосложению в сюжетно-ролевой игре.
II. Составить перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
III. Апробировать комплекс педагогических условий
I. Этапы формирующего эксперимента:
1. Подготовительный этап (Обогащение игрового творчества детей)
Цель: Расширять кругозор детей, с помощью книг и картин добиваясь сознательного отношения детей к выбору роли, устойчивого и глубокого интереса к ней; сконструировать и наполнить предметно-игровую среду соответствующим содержимым.
2. Обучающий этап (Организация сюжетно-ролевой игры)
Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов.
3. Заключительный этап (Самостоятельная игровая деятельность детей)
Цель: 1. Поддерживать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка); подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.
За основу была взята методика Н.Я. Михайленко по сюжетосложению, При разработке перспективного плана свою работу мы выстраивали так, чтобы она была построена на сказках, потому что в них прослеживается четкость и структурированность сказочного сюжета. А еще, потому что, деятельность ребенка по восприятию сказки по своей психологической природе очень близка игре.
Вся развивающая работа по формированию сюжетосложения в ролевой игре планировалась в три этапа и строилась на принципе поэтапной передачи детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми.
II. Перспективный план по формированию навыка сюжетосложения в ролевой игре детей старшего дошкольного возраста
месяц | Содержание работы | Методические приемы | |
I этап — Подготовительный | |||
Январь |
Чтение художественной литературы:
Цель: Активизировать запас известных сказок; обогатить опыт детей знанием новых сказок; развивать элементы творческого воображения; воспитывать интерес к сказкам. |
1. Повторное чтение произведения
2. Анализ образов героев, беседы о них 4. Составление детьми творческих рассказов о персонажах |
|
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Цель: Обратить внимание на героев сказки, на их характерные особенности – внешний вид, манеры поведения, позы, взаимоотношения друг с другом, место действия. |
Рассматривание, беседа | ||
Изготовление игрушек-самоделок в центр игры
Цель: Развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторикурук посредством художественного труда, обогащать игровой опыт детей при использовании игрушек – самоделок |
Показ, совет, помощь | ||
II этап — Основной | |||
Февраль |
Игры-фантазирования
Цель: Учить детей комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; развивать творческое воображение через придумывание образа с опорой на 1 или несколько предметов, на основе придумывания сказки с использованием известных персонажей из разных сказок. |
|
|
Сюжетное рисование «Рисуем новую сказку»
Цель: Развивать творческое воображение на основе сочинения сказки с использованием персонажей, придуманных самими детьми. |
1. Сочинение сказки
2. Индивидуальная работа 3. Рассказ сказки |
||
Сочинение сказок с помощью карт Проппа
Цель: Познакомить детей с картами Проппа, учить детей использовать карты для сочинения новых сказок |
1.Знакомство с картами Проппа
2.Чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа; 3. Пересказ сказки, опираясь на карты Проппа; 4. Сочинение сказки, используя карты и схему Проппа упрощенную Н.Я. Михайленко. |
||
Март |
Игра – придумывание
Цель: Учить детей творческому совместному сюжетосложению, с использованием знакомых произведений; подбирать предметы – заместители и атрибуты для игры, изменять предметно – развивающую среду. |
1. Совместное «вспоминание» (пересказ) волшебной сказки;
2. Частичное ее преобразование; 3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4. Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе телефонных разговоров 5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий. |
|
Игры с макетами
Цель: Учить придумывать новые сюжеты, используя макеты или объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события. |
— Создание предметно -игровой среды макетов
— Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию. — Придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
|
||
III этап — Заключительный | |||
Апрель |
Самостоятельная игра
Цель: Формировать умение самоорганизации в игре; развивать инициативу и самостоятельность; воспитывать у детей дружеские взаимоотношения в игре |
1.Наблюдение за игрой детей (фиксировать, чтобы потом проанализировать)
2. Беседа после игры: оценивается отношение к игровым персонажам, ролевые взаимоотношения, обсуждается перспектива игры |
Работа по обучению дошкольников способам сюжетосложения в условиях детского сада была организована по двум направлениям: игры и творческие задания, позволяющие каждому ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время.
Работа с детьми проводилась в естественных условиях групповой комнаты детского сада, где была создана обстановка, позволяющая детям чувствовать себя раскованно:
— детям разрешали свободно пользоваться игровым материалом и материалами для творческих сюжетно-ролевых игр;
— весь игровой материал, атрибуты, реквизиты (элементы костюмов, маски, игрушки и т.д.) располагали в доступных для детей местах;
На первом этапе мы проводили работу по обогащению игрового творчества детей. Дети получали информацию, которая поступала посредством:
— чтения художественной литературы: «Царевна лягушка»; «Золушка», «По щучьему веленью», «Красная шапочка».
— просматривания иллюстраций к сказкам.
На данном этапе раскрыть игровой образ и вызвать интерес детей к ролям в игре помогли такие приемы, как: выборочное повторное чтение произведения, анализ образов героев, беседы о них, составление детьми творческих рассказов о персонажах, рассматривание иллюстраций и беседа по ним.
Одни дети были заинтересованы беседой и активно отвечали на вопросы.
Также на наш взгляд очень важна предметно-развивающая среда в групповой комнате, так как она способствует накоплению игрового опыта. Мы постарались построить так предметно игровую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры.
Предметно-развивающая среда подготовительной группы детского сада
Мини-центры | Оснащение, основное оборудование |
Центр книги |
— Картотека: стихи, загадки, пословицы и поговорки о речи и общении
— Подборка книг – сказки с иллюстрациями разных авторов, с которыми ведется работа по:
— Подборка произведений детской художественной литературы (сказки, стихи, рассказы). |
Центр музыкально-театрализованной деятельности |
— Маски и костюмы персонажей
— Атрибуты для разыгрывания сказок — Пальчиковый и настольный театр — Фигуры, игрушки персонажей сказок (мелкие резиновые, деревянные) — Предметы декораций (деревья, домики, машинки, мебель и т.д.) — Силуэты животных, рыб, насекомых, растений, птиц — Подборка DVD дисков с мультфильмами и русскими народными сказками — Диски с аудиозаписями сказок — Диски с детскими песнями из мультфильмов и художественных фильмов |
Уголок ряжения |
Разнообразные предметы одежды (головные уборы, юбки, брюки, кофты и т.д.)
— Костюмы (кошки, волка, зайчика, лисы, бабушки, дедушки и т.д.)
|
Центр игры |
— Макеты-карты, макеты-модели
— Сюжетные игрушки (автомобильчики, солдатики, маленькие куклы с соответствующей мебелью и лоскутиками для шитья, наборы небольших животных и т.д.) — игровой материал в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами) — игрушки-самоделки |
Нередко у детей возникало желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры (из картона — самолет, сумочки; из бумаги животных — для зоопарка, корзинки), они не всегда удовлетворялись готовой игрушкой. Как показывает наблюдение, игрушка, сделанная своими руками, доставляет ребенку творческую радость, воспитывает интерес к созидательному процессу и способствует развитию содержания игры.
Второй этап нашей работы заключался в организации сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»).
Первый прием, который мы использовали в игре-фантазирования — «перевирание сказки». Смысл этого приема заключается в том, что мы рассказывали знакомые детям сказки «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «По щучьему веленью», но при этом чуть-чуть изменяли героев или события. Рассмотрим на примере сказку «Волк и семеро козлят». Воспитатель начинает: «Жила-была коза, и было у неё пять козлят», дети в один голос: «Не пять, а семь». «Это в той сказке было семь. А у нас пять. Каждый день коза уходила в город, за продуктами» — продолжает воспитатель. «Не в город, а в лес» — поправляет ребёнок. «Перед уходом она разрешала им гулять на улице» — перевирает воспитатель. «Наоборот она сказала им закрыться и ни кого не впускать» — поправляют дети. Во время демонстрации этого приема мы старались по-актерски удивиться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхититься находчивостью и памятливостью детей. Сначала у детей были замечены некоторые трудности с перевиранием, так как они не поняли и решили пересказать сюжет известной сказки. Но после использования приёма наводящих вопросов, предложения вариантов различных персонажей сказки, дети стали самостоятельно придумывать сказку.
Большое удовольствие детям доставила игра с использованием приёма — «Сказки на изнанку». В ней мы умышлено «выворачивали сказку на изнанку». Например, «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девочка, издевалась над доброй мачехой», «Коза бросила своих козлят, а волк стал для них мамой».
Следующий приём, который нами использовался — «Продолжение сказки». Суть этой игры в интуитивном анализе сказки. Например, «Стал Емеля царем. А что было потом?», «Съела лиса Колобка. А что было потом?», «Вышла Золушка замуж за принца. А что было потом?». Хочется отметить продолжение сказки «По щучьему веленью», которую составили дети: «Стал Емеля царем, женился на принцессе. Захотелось Емеле на море поехать. Стал он говорить волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению, ну-ка печь вези меня на море». А желание не исполняется. Второй раз Емеля просит. Опять желание не исполняется. Побежал он к речке, стал щуку звать. Она так и не отозвалась». Воспитатель: «Интересно, а почему она перестала исполнять желание?». Ребёнок: «А может быть, она подумала о том, что он раньше был бедный — она ему и помогала, а сейчас у него все есть». Воспитатель продолжает сказку: «Подождал Емеля не много и пошел домой ни с чем. А щука …». «А щука продолжает помогать всем бедным людям, чтобы они стали богатыми» — продолжают дети.
При использовании приёма «Салат из сказок», совместно с детьми мы придумывали новые версии сказки, вплетая главных героев из разных сказок в один сюжет. Например, собрав главных героев сказок «По щучьему велению», «Золушка», «Красная шапочка» дети придумали сказку «Новогодние превращения», в которой главные герои этих сказок готовились к новогоднему балу, подбирали себе наряды, средства передвижения. Золушке помогала крестная, Емеле – щука, Красной шапочке – волк. После сочинения сказки дети принялись обыгрывать данный сюжет используя наряды и предметы – заместители (деревянная палочка из конструктора – волшебная палочка, кресло на колесиках – печка, самодельная игрушка из ткани — щука)
Проводя игры-фантазирования, мы не стремились к построению четкой последовательности событий. Главное — краткое высказывание разнообразных предложений. Любая инициатива участников была вне критики, дети чувствовали свободу, удовольствие от сотворчества.
Далее детям было предложено индивидуальное творческое задание «Придумай и нарисуй сказку» После рисования каждый ребенок хотел рассказать свою сказку. Дети с удовольствием слушали сказки своих товарищей, иногда задавали вопросы. После обсуждения, детьми были выбраны самые интересные на их взгляд сказки – «Король и принцесса», «Гном», «Принцесса и бабочка», «Динозавры», «Волшебство», «Солнце и дерево».
Далее в обучении дошкольников сочинению сказок мы опирались на методику В. Я. Проппа, заменяя сюжетные изображения сказочных функций на схематические. В работе с детьми нами были использованы четырнадцать карточек, наиболее часто употребляемых в детских сказках функций:
«отъезд из дома» (символическое обозначение — уходящая вдаль дорога и отъезжающий человек на лошади);
«запрет» (символическое обозначение — красный крест);
«нарушение запрета» (символическое обозначение — жезл регулировщика);
«неприятность, задача» (символическое обозначение — вопросительный знак);
«встреча с другом» (символическое обозначение – человечек дарит подарок);
«встреча с недругом и его сверхъестественная сила» (символическое обозначение — человечек с квадратной головой, над головой молния);
«борьба» (символическое обозначение – квадратная и круглая головы, между ними молния);
«поиск пути» (символическое обозначение — компас);
«трудные испытания» (символическое обозначение – человек с мечом и паук);
«ложный герой» (символическое обозначение — человек держит меч вниз.),
«наказание» (символическое обозначение – человек с квадратной головой варится в котле);
«победа» (символическое обозначение – флаг);
«возвращение домой» (символическое обозначение – человек едет домой);
«счастливый конец (свадьба)» (символическое обозначение — два обручальных кольца и сердце).
На основе вышеперечисленных карточек-схем, обозначающих структурные единицы сказки, дети смогут познать особенности сложения сказок и овладевают тонкостями создания новых сказочных конструкций.
Для того, чтобы детям было легче освоить карты Проппа свою работу мы разделили на несколько этапов. На первом этапе происходит знакомство со сказкой, работа над ее содержанием с выделением узловых моментов и выстраиванием схем – карт Проппа. После чего, показываем детям пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа. Например, с одной из групп детей мы взяли сказку «Волк и семеро козлят». После чтения сказки, отбирали и выкладывали карты, у нас получилась следующая схема: «отлучка героя из дома», «запрет», «обман», «нарушение запрета», «битва с врагом», «наказание».
Пройденный материал закрепляли самостоятельной работой: предлагали детям самим при чтении выкладывать карты Проппа, а затем, ориентируясь на них — пересказывать. Когда мы, добились нужных результатов и дети без труда самостоятельно стали справляться с работой мы перешли к следующему этапу, на котором дети пробуют самостоятельно сочинять сказки, используя карты Проппа и его схему упрощенную Н.Я. Михайленко:
– обнаруживается желание иметь какой-то предмет, за которым отправляется главный герой;
– герой встречается с обладателем волшебного средства и для его получения проходит испытание;
– герой получает волшебное средство, при помощи которого достается желаемый объект;
– герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником);
– герой побеждает противника и получает искомый объект;
– герой возвращается домой и получает заслуженную награду.
Дети играли в такие игры увлеченно, фонтанировали своими идеями, придуманные сказки обыгрывали и продолжали их играть и на следующий день.
После освоения основ сюжетосложения мы переходим к организации сюжетно-ролевых игр по сказочным сюжетам к играм-придумывания.
Вся наша работа строилась по следующей схеме:
1) совместное «вспоминание» (пересказ) волшебной сказки;
2) частичное ее преобразование;
3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе телефонных разговоров
5) придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Начинали с того, что предлагали детям вспомнить известную сказку. Например, обращаясь к детям, спросили: «Какую сказку больше всего любите? Царевна лягушка? Что-то я ее немножко забыла. Давайте вместе ее вспомним. Пересказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для нас было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. Затем мы предложили детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую сказку про «Царевну – лягушку», но немного не такую». Мы Царевну-лягушку заменили русалкой. И получилась новая сказка, по которой детьми организовалась сюжетно-ролевая игра.
Часто неумение согласовывать замыслы приводили к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность мы учитывали при руководстве игрой. Помогали детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие предложения, воспитывая тем самым, умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными интересами.
Затем по мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события мы стимулировали детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью мы включали детей в сюжетно-ролевую игру, где предлагались роли из разных смысловых сфер – разноконтекстные роли (например, Золушка и парикмахер, Волк и полицейский, бабушка и воспитатель из детского сада, куда ходит Красная Шапочка т.д.).
Сюжетно-ролевую игру мы осуществляли в ходе «телефонных» разговоров персонажей. Например, воспитатель берет на себя роль мачехи Золушки и предлагает ребёнку: «Давай ты будешь Золушкой». Воспитатель: «Скоро на бал собираться, нам надо сделать красивую прическу, Золушка позвони в салон красоты и запиши меня и своих сестер на укладку волос». Начав игру, воспитатель постепенно сводит свою роль до минимума и устраняется совсем, дав первоначальный заряд работе детского воображения. Дети с удовольствием продолжили игру и к ним подключились другие участники.
Далее для проявлений творчества мы играли с детьми в игры с использованием полифункционального игрового материала. Одним из условий поддержки сюжетосложения у старших дошкольников и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей является организация предметно-игровой среды с использованием макетов как центрального сюжетообразующего элемента.
Разнообразные сочетания макета с другим сюжетообразующим материалом позволяют не только проявляться индивидуально-стилевым особенностям ребенка, но и способствуют обогащению его игры средствами другой стилистики развертывания сюжета.
Дети учились придумывать на макетах свою игру, использовали готовые игровые предметы, предметы заместители, создавая свои дополнения. Воспитатель периодически подключался к играм детей, внося тем самым предложения использовать какой-то материал для создания игровой обстановки. Ребятам очень понравились макеты-карты, даже малоактивные дети каждый день с удовольствием играли в эти игры.
На третьем завершающем этапе мы наблюдали за самостоятельной сюжетной игрой старших дошкольников, с целью отметить наличие изменений игры детей под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений.
Детям в ненавязчивой форме было предложено вспомнить уже знакомую им игру – совместно придумать сюжет или реальную историю. Сначала были обговорены правила: передавать ход по очереди, выслушивая друг друга и не перебивая. Детям очень понравилась данная форма работы, они с радостью включились в знакомую для них деятельность, придумывая интересные сюжеты, включая в них реальные события из личного опыта, проявляя творчество и инициативу, полученный опыт работы в команде. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности в ролевых играх.
Однако добиться эффективных результатов можно только в тесном сотрудничестве с семьёй. Полноценное развитие ребёнок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с детьми дома, используя при этом рекомендации и консультации профессиональных педагогов. Учитывая роль семьи в этом вопросе, мы осуществляли психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включало в себя следующие вопросы: характеристику творческого воображения детей, особенности его развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования творческого воображения в семье и детском саду. Осуществлялась эта работа в детском саду в форме родительских собраний, консультаций и бесед на темы: «Развитие воображения в дошкольном возрасте — одна из основ психологической готовности детей к школе», «Сюжетно — ролевая игра и её значение в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста», «Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей».
Таким образом, результаты проделанной работы позволили нам предположить, что формирование у детей способности к придумыванию сказок и их обыгрыванию способствует развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенной работы по формированию навыка сюжетосложения в ролевой игре с детьми старшего дошкольного возраста удалось повысить творческое воображение. Повышение творческого воображения в ролевой игре произошло за счет созданными нами педагогическими условиями, при которых дети смогли раскрепоститься и проявить инициативу и творчество в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учётом мнения партнёров по игре. Созданное нами игровое пространство не ограничивало, а наоборот, способствовало проявлению всех компонентов творческого воображения в сюжетно-ролевых играх детей.
Оценка динамики проведенной работы осуществлялась по выделенным нами количественно-качественным критериям.
Количественные критерии:
— динамика уровней творческого воображения, как у отдельного ребенка, так и в целом по группе;
— динамика преобразования игровых умений детей.
Качественные критерии:
— особенности творческого воображения в ролевой игре до и после формирующего эксперимента;
— специфика построения педагогических условий как критерий повышения творческого воображения детей.
Данные, полученные в ходе экспериментальной деятельности, показали положительную динамику повышения уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре способом сюжетосложения. Среднее повышение уровня творческого воображения в ролевой игре в группе составило — 40%, уровень игровых умений в сюжетно-ролевой игре – 72%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В.П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2009. – 144с.
2. Белова, Г. А. Развитие воображения у дошкольников [Текст] / Г. А. Белова, Л. Г. Ткаченко // Методист. — 2013. — № 1. — С. 64-66.
3. Дети, в школу собирайтесь [Текст]: пособие для педагогов и родителей / О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева [и др.] – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 192с.
4. Доронов, С.Г. Мозаичные макеты – карты как средство активизации сюжетной игры для детей старшего дошкольного возраста / С.Г. Доронов // Дошкольное воспитание. – 2012. — №1. – С.108-113.
5. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников [Текст]: методическое пособие / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 180с.
6. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – 8-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 251с.
7. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96с.
8. Охрименко, Е. В. Научим детей играть [Текст]: [развитие коммуникативных навыков у дошкольников] / Е. В. Охрименко // Ребенок в детском саду. — 2008. — № 4. — С. 56-59.
9. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 2. — С. 55-69.
10. Смирнова, Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Вопросы психологии. — 2013. — № 2. — С. 15-23.
11. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры [Текст] / О. Солнцева // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 33-37.
12. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2009. – 368с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – С. 5-28
14. Эльконин, Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры [Текст]/ Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 8. — С.17-22.