X
  • On03.04.2017
Categories КонкурсыЛучшая авторская публикацияМетодические разработкиНачальная школаНачальная школаПубликации педагогов

Статья «Использование народного календаря как основы для формирования экологических представлений обучающихся»

Название: Статья «Использование народного календаря как основы для формирования экологических представлений обучающихся»
Номинация: Методические разработки, публикации педагогов, Начальная школа (с 1 по 4 классы)
Автор: Осипова Екатерина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МОУ ДО Центр детского творчества «Россияне»
Месторасположение: г. Ярославль

 

Использование народного календаря как основы для формирования экологических представлений обучающихся

Осипова Е.А.,

педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МОУДО ЦДТ «Россияне», г. Ярославль

Аннотация

В данной статье автор обращает внимание на народные приметы, круговорот явлений в природе, предлагает посмотреть на народный календарь с позиций современной культуры и отобрать его содержание для проведения тематических занятий естественнонаучного профиля с детьми с учетом сезонных особенностей Ярославского региона.

Как известно, жизнь русских людей издавна была связана с круговоротом явлений в природе, со сменой времен года. На этой основе возник народный календарь и сопровождающие его обряды, обычаи, празднества. На Руси время сельских праздников зависело от наступления летнего или зимнего солнцестояния, от таких явлений, как замерзание или вскрытие рек, отлет или прилет птиц. Через образы праздника в символической форме передавалась информация о многих важных вещах, смысл которых для современного человека кажется тайным и непонятным. Отмечая сегодня дошедшие до нас календарные праздники, дети часто не знают причин, побудивших вести себя так или иначе: почему весной, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины, зачем украшают елку на Новый Год? Поэтому, приобщая детей к глубинным пластам народной культуры, важно соблюсти не только внешние атрибуты того или иного действа, но и постараться раскрыть перед ними символический смысл. В работе детского объединения экологической направленности можно включать занятия, основанные на народных традициях, обрядах и обычаях. При этом желательно придерживаться календарного цикла, продолжая тем самым преемственность традиций. Благоволит к этому само начало учебного года, ведь раньше Новый Год начинался с 1/14 сентября. Так, в сентябре можно провести занятие «Дары осени» как праздник «Семен-Летопроводец». В середине октября — «Осенины», приуроченные к Покрову дню 1/14 октября. В середине декабря – викторину «Наум-грамотник», в январе – Рождественские вечера (изготовление рождественских сувениров из бересты). В феврале – марте – «Масленицу» (мастерим куклу-масленицу). В день весеннего равноденствия – «День птиц» (мастерим птицу из бумаги, скворечник). Благовещение – мастерим из теста жаворонков. Вербное воскресенье — делаем панно из веточек вербы. Пасха – красим яйца в луковой шелухе. В мае – обряд кумления. Каждый из перечисленных праздников имеет свой неповторимый смысл, оттого и занятия экологического объединения приобретают особый колорит.

«Семен-Летопроводец» — встреча осени, начало бабьего лета, время сбора урожая, можно провести как занятие, где в форме игры дети знакомятся с народными приметами, могут похвалиться, какой урожай вырос в их огороде, поучаствовать в конкурсе на самого активного овощееда, сделать поделку своими руками.

«Осенины» — время окончания полевых работ, знакомит детей с крестьянским земледельческим трудом – основой жизни человека, рассказывает об уважительном отношении людей к земле и хлебу. Готовясь к этому занятию, можно подобрать пословицы, поговорки, загадки о крестьянском труде, о разных овощах и фруктах, организовать конкурсы, чей салат вкуснее, кто быстрее съест яблоко или соберет осенний букет из листьев.

Примерно в декабре, когда полностью завершены все полевые работы, крестьяне на Руси начинали учить своих детей грамоте и счету, приглашая для этого дьячков или монахов. Поэтому святой пророк Наум, день памяти которого отмечали 14 декабря, в сознании людей связывался с обучением. Недаром в народе родилась поговорка «Наум, наставь на ум». Викторина «Наум-грамотник» ставит своей задачей познакомить детей со старинными заданиями по обучению из прошлого со всевозможными вопросами-шутками.

В январе, после Нового года, ребята знакомятся с традицией празднования Рождества. В канун праздника на Руси в избах делали большую уборку, а мы можем устроить операцию «Уют» в клубе, в классе, где занимаемся, или под окнами образовательного учреждения.

7 января, в Рождество, рано утром по древнему обычаю совершается обряд обсевания изб. Его совершали пастухи. Обходя дома, они поздравляли хозяев с праздником и бросали в каждую избу горсть семян с приговорами: «На живущих, на плодущих, на здоровье». К празднику хозяйки пекли печенье в виде коровок, овец, птиц. Эти печенья – козульки – дарили родным, друзьям и знакомым, украшали ими окна.

Вслед за Рождеством начинаются святки, длящиеся до Крещения. По народным представлениям, в первый день Святок, на Землю с того света приходили души умерших, начинался разгул нечистой силы, поэтому для Святок характерны очистительные обряды, окропления жилья святой водой, выбрасывание мусора, освящение воды, изгнание нечисти.

С 19 января начинались крещенские морозы. Наблюдая за погодой, крестьяне пытались предугадать будущее. Звездная ночь на Крещение сулит богатый урожай ягод, засушливое лето, обильный снегопад хлопьями – много снега по осени.

На стык зимы и весны приходится самый веселый и разгульный праздник Масленица, знаменующий собой завершение зимних холодов. Обычно гуляние продолжалось целую неделю, в течение в которой принято ходить в гости на блины, а на улице устраивать гуляния с играми.

Любовь народа к родной природе нашла свое отражение в обряде встреч весны, который проводился в марте, обычно в день весеннего равноденствия. Он должен был стимулировать солнце, дающее жизнь. В ритуальных действиях по закликанию весны использовалось специальное печенье «жаворонки», «грачи» или «кулики». Получив выпеченных птиц, дети натыкали их на палки, бегали с ними по улицам или раскладывали печенья на пригорках, распевая при этом песни, заклички.

В конце весны, на 14 воскресенье после масленицы приурочен языческий праздник – семик, получивший позже название «Праздник русской березки» (ныне он совпадает с христианской «Троицей»). Он посвящен почитанию растительных сил. Во время семика жилища украшались ветками дуба, осины, липы и обязательно – березы, т. к. считалось, что в ветках березы обитают русалки.

Знакомясь с праздниками, обрядами, народным искусством в течение всего года, ребята узнают много нового об истории своего народа, его быте, обычаях и поверьях из народного календаря, который составлялся на основе фенологических наблюдений в природе, что является основой экологических представлений.

«Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (концепция Д. С. Лихачева «Экология культуры»).

osn2003: