Авторская программа по ритмике для старших дошкольников первого года обучения
Название: Авторская программа по ритмике для старших дошкольников первого года обучения
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Кружковая работа, Подготовительная группа, 6-7 лет
Автор: Гусева Евгения Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 25 «Черемушка»
Месторасположение: Ульяновская область, г. Димитровград
СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИТМИКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Авторская программа по дисциплине «Ритмика»
для детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Пояснительная записка. Методические рекомендации.
Пояснительная записка.
Ритмика входит в комплекс музыкальных дисциплин. Теоретические сведения на занятиях ритмикой должны быть тесно связаны с музыкально — слуховым и двигательным опытом детей.
Внимательное слушание музыки, эмоциональное ее восприятие, анализ содержания, выразительных средств и отражение их в движении – метод работы, принятый на занятиях по ритмике.
Основные задачи программы:
- Формирование музыкально — слуховых представлений: восприятие характера музыки, темпа, динамических оттенков, регистровой окраски, метроритма музыкальных произведений.
- Работа над совершенствованием движений под музыку, выработкой правильной постановки корпуса и координации движений. Для этого на занятиях используются музыкально — ритмические и гимнастические упражнения, различные танцевальные элементы, музыкально — ритмические игры.
Ритмическое воспитание способствует гармоничному развитию не только музыкальных, но и познавательных способностей, совершенствованию музыкальной памяти, внимания, мелодического и гармонического слуха, воспитанию морально – волевых качеств, активности, дисциплинированности, культуры движений и поведения, укреплению здоровья, обогащению эмоционально – образного восприятия детей. Таким образом, ритмика является важнейшей частью музыкально – ритмического и общего эстетического воспитания.
Занятие ритмикой – это и есть выражение музыки в движении, когда тело, по выражению И. Заводиной, становится музыкальным инструментом, но, прежде всего, это — музыкально – педагогическая дисциплина, развивающая чувство ритма, активизирующая восприятие музыки через движение, выявляющая музыкальные и творческие способности детей.
Занятия построены таким образом, чтобы дети ощущали слитность своих движений с музыкой. Именно благодаря взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка, ведь ритмика – это умение прослушать, прочувствовать и «пропеть» музыку в движении, только тогда она надолго останется в эмоциональной памяти, оказывая влияние на мироощущение и поведение ребенка. Это отвечает двигательной природе детского воображения. Таким образом, можно сделать вывод, что ритмика развивает творческое воображение детей эффективнее, чем другие виды музыкальной деятельности.
Одним из основополагающих принципов ритмики является использование естественных движений человека — ходьба, прыжки, бег, приседания, кружение.
При ходьбе следует сохранять правильную осанку, не допускать шаркающей походки, координировать движения рук и ног. Освоение движений происходит параллельно с решением следующих задач:
— при исполнении торжественного марша дети ходят энергичным, четким шагом, акцентирующим сильную долю такта – это способствует развитию ощущения метра;
— при звучании напевной народной мелодии шаги становятся плавными, спокойными, подчеркивающими смену динамики или переход от одной части произведения к другой;
— при передаче игрового или сказочного образа дети двигаются эмоционально, выразительно, чередуя различные виды ходьбы или движения, включая мышление и воображение.
Ходьба укрепляет мышцы нижних конечностей, развивает ориентировку в пространстве, а нагрузка на организм зависит от скорости передвижения и интенсивности шага. На занятиях по ритмике применяются следующие виды ходьбы: с высоким подъемом ног, топающим шагом – на всю ступню, на носках, с прямой ноги с носка, с перекатом – с пятки на носок, пружинящим – с носка на пятку, широким и узким шагом.
Такое активное движение, как бег, способствует разностороннему физическому развитию, активизируя работу сердца, органов дыхания, укрепляя мышцы ног. Положение тела при беге должно содействовать быстрому движению: корпус чуть наклонить вперед, не напрягая плеч; кисти рук находятся на поясе, а ступни ног почти параллельны, носки не «смотрят» внутрь. На занятиях ритмикой применяются такие виды бега, как легкий, широкий и с высоким подъемом ног, с их помощью передаются динамические оттенки музыкального произведения. Кроме того, можно создать определенный образ – например, посредством легкого бега изобразить лисичку, мышку, а широкого или тяжелого – собаку, волка.
Прыжки также широко применяются в ритмике, развивая мышцы и укрепляя связки и суставы ног. Для их выполнения требуется работа всего мышечного аппарата ребенка, что обеспечивает упругость движений и сохранение равновесия. В музыкально — ритмических упражнениях применяются различные прыжки: на месте на обеих ногах и с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, «разводные» — ноги в стороны – вместе, поскоки с ноги на ногу на месте и вокруг себя, перепрыгивание через препятствие видимое (например, палку) и воображаемое («как через лужу»). Они передают смену движений в музыке, особенности ритмического рисунка, фразировки, изменение динамики и форму произведения, а прыжки через препятствие, акцентирующие сильную долю такта, способствуют выработке ритмичности движений.
На протяжении всех занятий, особенно на начальных этапах, очень важно следить за формированием правильной осанки детей. Нарушения осанки сказываются не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье: неправильное положение тела ведет к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и легких. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены и немного отведены назад, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка выступает вперед, живот подтянут.
Для этого и предназначены гимнастические упражнения, способствующие равномерному развитию мышечной системы, совершенствованию двигательных навыков, выработке координации и пластичности движений, над которыми необходимо работать на каждом занятии. Кроме того, музыкально – двигательные упражнения, включающие повороты головы и потягивания шеи, дают возможность совершенствования вокальных навыков.
Движения на первом этапе могут быть самыми простыми, но для развития двигательных навыков ребенка и их связи с музыкой чрезвычайно полезными, так как постепенно достигается четкость и выразительность движений. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой, поэтому необходимо создать условия для коррекции недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей.
При формировании чувства музыкального ритма у детей необходимо обратить внимание на важный момент — усвоение системы музыкально – ритмических эталонов, наиболее часто встречающихся в музыкальной практике.
В качестве эталонов музыкального метра целесообразно использовать двух- и трехдольные, а в виде эталонов ритмического рисунка — простые ритмические структуры, основанные на равенстве длительностей.
Ритмическое воспитание целесообразно начинать с темпа как элементарного выразительного средства. Прослушивая каждое новое произведение, дети в первую очередь определяют его темп – медленный, быстрый, умеренный, вырабатывая умение с прекращением музыки сохранить движение в предложенном темпе.
Далее дети знакомятся с размером и фразировкой. Для маршей и танцев характерны ясно выделяющиеся метрические акценты, то есть подчеркнутый размер, исходя из этого, следует обращать внимание детей в маршах и танцах на чередование сильных и слабых долей.
Работая над динамикой, следует учесть, что выполнение динамических оттенков в движении зависит от мышечного напряжения и расслабления. С усилением звучания увеличивается объём движения, а, соответственно, и мускульная нагрузка, поэтому дети должны научиться владеть своим телом, распределяя нагрузку в соответствии с динамикой.
Структура музыкальных произведений должна рассматриваться не сама по себе, а в связи с развитием и изменением характера музыки. В небольших произведениях дети должны будут определять на слух логическое разделение их на части. В произведениях, построенных в простой двухчастной форме, нужно обратить внимание на характер каждой из частей, где, соответственно, будут выполняться разные движения. Кульминация в музыке может отмечаться различными движениями, например, хлопком над головой, притопом, поднятием на носки, прыжком. Понятия о куплете, запеве и припеве раскрываются на примерах народных песен.
Знакомясь с музыкальными фразами, дети узнают, что они могут быть одинаковыми по ритму, но разными по мелодии и протяженности, а сама фраза — это маленькая часть, которую ребенок может дополнить, развить, закончить. На занятиях можно использовать разнообразные приемы: поочередно прохлопывать в ладоши ритмический рисунок каждой фразы; стоя в шеренге, поочередно проходить вперед ритмическими шагами «свою» фразу, анализируя длину и ритмический рисунок каждой из них. Ребенок должен слышать фразу как «кирпичик» музыки, а его задача состоит в том, чтобы определить и осознать ритмический рисунок.
В работе со старшими дошкольниками для исполнения ритмических фигур лучше пользоваться слоговыми названиями. Они допускают ритмически точное произнесение в любом темпе, освобождены от конкретного значения, которое мешало бы восприятию и воспроизведению характера мелодии. Кроме того, слоговые названия обладают еще одним достоинством: в процессе исполнения ритмических мотивов и фраз они способны объединяться в своеобразные словосочетания «ритмического языка», способствуя тем самым образованию целостности построения.
Так, например, слоговое название «ТА» соответствует одной метрической доле — четверти. Для удобства произнесения ритмической группы из двух восьмых, показывающее, что на одну долю исполняются два звука, существует свое обозначение – «ТИК – ТИК», сохраняющее двуединую функцию называния и исполнения. Для обозначения шестнадцатых используется сочетание «ТИ – РИ – ТИ – РИ» — теперь на одну долю приходится уже четыре звука, но в них также присутствует вышеназванная функция.
Интересно использовать ассоциативные моменты, которые включают в работу воображение и фантазию детей и помогают им в освоении ритма. Так, можно представить, что четверти похожи на длинные ноги цапли, медленно шагающей по болоту – I I – «шаг цапли». Восьмые напоминают короткие ножки ежей, которые за один шаг цапли успевают сделать два – II II, а шестнадцатые четыре шага – IIII. Здесь можно придумать историю, помогающую освоить ритм через такой сюжет: II II – «большие ежи» — мамы вышли погулять и взяли с собой детишек – IIII IIII – «маленьких ежиков».
Следующим этапом в работе над освоением ритмических рисунков является нахождение в смысловой фразе слоговых названий ритма:
Скок, скок, по — скок, ТА – ТА – ТА – ТА,
Мо – ло — дой дроз — док. ТИК — ТИК ТА – ТА – ТА.
Важнейшим моментом можно назвать использование в работе наглядных изображений – картинок: I I I I // II I I I //
Простые ритмические формулы заимствуются из детских считалок, песенок, прибауток. Дети прохлопывают ритм или показывают его с помощью шагов, их внимание направляется на ту метрическую долю, где есть различие между фразами.
Предлагаемые условные обозначения длительностей: четверть – движение вертикально ребром ладони на каждую четверть сверху — вниз; восьмые – хлопки в ладоши на каждую восьмую; шестнадцатые – удары указательными пальцами друг о друга; половинные – руки на поясе, ноги – в полуприседании. Паузы дети отмечают хлопком или притопом, а при исполнении ритмического рисунка шагами на паузу делается остановка.
Знакомство с размерами 2/4 и 3/4 осуществляется с помощью прохлопывания в ладоши сильных долей. При определении длительностей следует обратить внимание детей на то, сколько звуков приходится на каждую долю: одна четверть или две восьмых, а какой звук тянется две или три доли.
В работе над развитием ритмической памяти даются упражнения, называемые «эхо»: повторение хлопками, шагами или проигрывание на детских музыкальных инструментах исполненной педагогом мелодии.
В работе по развитию метроритмического чувства можно использовать следующие направления:
- Речевая ритмика. Задача речевой ритмики — ритмизация слов или стихов под музыку.
2. Ритмический диктант — это воспроизведение ритмического рисунка мелодии условными жестами – обозначениями. Работа над ритмическим диктантом строится в следующем порядке:
- прослушивание пьесы, определение характера музыки, размера, ритмических шагов;
- исполнение ритмического рисунка хлопками, а шагами – метрические доли;
- «запись» ритмического рисунка условными жестами — обозначениями;
- исполнение ритмического рисунка пьесы с помощью шагов.
Более сложное задание — исполнение двумя группами детей ритмических рисунков своего голоса в пьесе шагами и условными жестами поочередно или одновременно (например, по кругу — внешнему и внутреннему) или в двух кругах, где каждый круг исполняет свою партию шагами, идя «противоходом». Можно также исполнять простейшие двухголосные ритмические партитуры двумя группами, предложив одной группе прохлопать свою партию, а другой – пройти шагами. Использование детских инструментов добавит интерес детей к исполнению ритмического двухголосия.
В творческих заданиях учащиеся придумывают различные упражнения и танцы в разных жанрах соответственно музыке, выполняют свободные двигательные импровизации, а также перевоплощаются в различные персонажи в сюжетных играх.
Также дети должны определять изменения в темпе: ускорение, замедление, знать обозначения динамических оттенков: тихо, громко, усиливая звучание, уменьшая силу звука, очень громко, очень тихо, акцент.
При работе над динамическими контрастами педагог может предложить музыкальные фразы, выполняемые энергичными прыжками или поскоками на ff, ударами в ладоши или притопами на sf. Штрих legato осуществляется плавным движением рук, передачей мяча, а staccato — различными видами прыжков, резкими движениями и отрывистым бегом.
В работе над фразировкой предлагается ряд более сложных музыкально — ритмических задач. Трехчастная репризная форма закрепляется в движениях и построениях, а при возвращении музыки первой части повторяется указанное для первой части движение.
При прослушивании музыкального отрывка в форме периода внимание детей необходимо обратить на незаконченное первое и завершенное второе предложение или два предложения в форме вопроса и ответа, которые можно выполнять различными движениями.
В процессе обучения старшие дошкольники должны научиться:
— отличать различную по характеру музыку – решительную, энергичную, спокойную и жанр марша, танца и песни, двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками музыкального произведения, понятного им по содержанию;
— различать вступление к музыке, самостоятельно начинать движение после вступления; узнавать музыкальные фразы и части, уметь менять движение в соответствии с музыкальными фразами; начинать и заканчивать движение в соответствии с музыкой, вырабатывая ощущение музыкальной формы;
— определять музыкальные размеры – 2/ 4, 3 /4, ощущать и выделять сильные доли тактов; уметь дирижировать, добиваясь четкости и выразительности жеста;
— различать длительности – четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные, паузы; уметь исполнять ритмические рисунки движениями – хлопками, жестами, шагами, бегом;
— определять динамические оттенки в прослушанной музыке, передавать их в движении при исполнении одного произведения или сопоставлении произведений, разных по характеру; отмечать музыкальные акценты в движении в виде хлопка, притопа, прыжка;
— следить за осанкой и корпусом, двигаться правильно, легко и выразительно.
Обучение движению начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники исполнения — это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. На занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм дошкольников. Учитывая возрастные особенности детей, быструю утомляемость и неустойчивое внимание, педагог должен чередовать различные виды деятельности, активизируя внимание и поддерживая их заинтересованность.
Занятия ритмикой включают в себя разминку, музыкально — ритмические упражнения, задания по слушанию и анализу музыки, танцевальные движения, музыкальные игры.
Основной формой работы для старших дошкольников является занятие, состоящее из четырех частей.
Первая часть включает в себя поклон – приветствие и разминку в жанре марша. Выбор маршевого жанра не случаен, так как его четкий ритм хорошо настраивает на работу, дисциплинирует и организовывает детей. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует координации движений рук и ног, четкости шага, особенно при акцентировании сильной доли. Не следует на первых порах от всех детей добиваться идеально правильного исполнения, так как у каждого ребенка в силу индивидуальных особенностей это будет происходить в разные сроки.
Постепенно задача усложнится: дети будут переходить на различные виды шага в связи со сменой музыкальных частей, динамики, развивая память и внимание; разучивать марш с дирижированием, вырабатывая ощущение доли – сначала на месте, а затем с продвижением вперед.
Вторая часть представляет собой комплекс гимнастических упражнений, составленных, как правило, на музыку одного композитора. Для того чтобы педагог мог видеть каждого ребенка, необходимо научить детей строиться в шеренги в шахматном порядке — ребенок должен знать свое место в ряду и уметь сохранять интервал между собой и соседом по ряду с одной или другой стороны.
Комплекс упражнений разучивается не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, прибавляя упражнения и оттачивая движения, убирая лишние и неточные в процессе разучивания. Систематическое повторение помогает закреплению навыков точного и синхронного выполнения движений, согласования их с музыкой. Посредством гимнастических упражнений, выполняемых в соответствии с темпом и размером музыки, решается и задача музыкального воспитания – развивается чувство ритма.
Прежде чем приступить к разучиванию упражнений, педагог должен познакомить детей с именем композитора и названиями пьес, входящих в данный комплекс, а, прослушав произведение — разобрать его с детьми, обращая их внимание на средства музыкальной выразительности, которые проявляются здесь наиболее ярко.
Этот вид упражнений способствует развитию творческого начала. Так, например, в гимнастическом комплексе можно предложить детям выполнять упражнения вместе с «учителем», а им может стать каждый ребенок, выполняющий их хорошо. Также можно устроить конкурс на лучшее исполнение упражнения. Конечно, это отнимает время на занятии, но иногда такому виду работы тоже можно уделить внимание. С одной стороны, дети учатся наблюдать, анализировать, оценивать работу своих товарищей, с другой стороны, им предоставляется возможность самим «выступить», исполнить упражнение точно, выразительно, красиво.
Третья часть. Музыкально – ритмические упражнения, направленные, прежде всего, на развитие музыкально – ритмического чувства и творческих способностей, воспитывают способность к слуховому представлению и ладовое чувство, являясь самыми сложными заданиями на занятиях ритмикой. В третью часть входит также разучивание или повторение танцевальных движений.
Двигаясь, дети могут передать различную скорость и изменение темпа музыки; метроритмическую пульсацию; ритмический рисунок мелодии как соотношение различных длительностей; акценты, вызванные мелодическим, ритмическим, гармоническим изменением. Изменение формы произведения, его фраз, предложений и частей вызывает у детей желание внести аналогичные изменения в движения, передавая при этом и эмоциональный характер музыкального произведения.
На комбинации музыкально — ритмических рисунков оказывают воздействие и моменты музыкальной тишины — паузы. Заполняя «проемы» между длительностями, они создают особые фоновые прослойки, во время которых происходит смена эмоциональных состояний, поэтому их необходимо уметь слушать.
Для того чтобы связь музыки с движением стала привычной и естественной, предстоит научить детей осознанно двигаться под музыку, включая в занятия интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения.
Четвертая часть. Занятие, как правило, заканчивается музыкально – ритмическими играми, развивающими музыкальность и артистичность, воображение и фантазию, поскольку игра – ведущая деятельность ребенка, способ познания действительности. Для успешного осуществления поставленных задач и заинтересованности дошкольников, занятия строятся на основе игрового метода, в них можно включать музыкальные игры с предметами и без них.
Упражнения с мячом развивают ловкость, четкость, быстроту и координацию движений. Для выполнения этих упражнений требуется сосредоточенное внимание и навык: ведь мячу нужно придать такое направление и скорость, чтобы партнер мог поймать его, не нарушая размера и темпа музыкального произведения. Ритмические упражнения с мячом разнообразны: удары об пол перед собой и с передачей мяча партнеру; переброска друг другу в различных направлениях и на разное расстояние, подбрасывание вверх и ловля мяча в соответствии с размером и темпом произведения.
Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей имеют образные имитационные движения. Впечатления, вызванные наблюдениями за окружающими явлениями, вызывают у детей потребность выразить их в игровой деятельности, поэтому такой вид движений тоже используется в музыкально — ритмическом воспитании детей.
В заключение занятия, как и в начале, детьми исполняется поклон, символизирующий его окончание и прощание с преподавателем. Музыка для исполнения поклона остается неизменной в течение года для ассоциации в сознании учащихся с началом и окончанием занятия.
Необходимо отметить, что выразительность исполнения должна быть результатом систематической работы, когда педагог от простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях и музыкальных играх, постепенно переходит к более сложным. Все разделы должны чередоваться не механически, а соединяться осмысленно, быть пронизаны единым замыслом занятия.
Каждое упражнение на занятии ритмикой выполняется под музыкальное сопровождение, поэтому очень важным является выбор музыкального материала. В работе по движению может быть использована не каждая пьеса, а только та, которая имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия. В произведении или отрывке из него должно быть ярко представлено средство музыкальной выразительности, к которому педагог хотел бы привлечь внимание детей. Музыка является основой при исполнении ритмических упражнений, поскольку в ней есть идеальный образец организованного движения: музыка его регулирует и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением. Она повышает качество исполнения движений — выразительность, ритмичность, координацию, формирует у детей активное творческое восприятие музыки, обогащает эстетическими впечатлениями. Использование на занятиях образцов музыкального творчества, представляющих художественную ценность, таких, как произведения Бетховена, Глинки, Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Гречанинова воспитывает музыкальный вкус и расширяет кругозор детей.
Следует обратить внимание и на организационные моменты урока. Для проведения занятий по ритмике необходимо иметь просторный класс для движений. В процессе занятия нужно периодически сажать детей на стулья, чередуя движение со спокойным отдыхом, а во время отдыха знакомить детей с новым музыкальным материалом, обсуждать его содержание. В целях более успешного проведения занятий в классе должен быть инвентарь для упражнений с предметами — флажки, мячи, ленты, шумовые инструменты – бубны, ложки, барабаны. Форма одежды детей — свободная, не стесняющая движений, но на ногах обязательны тапочки — чешки. Стопа ноги должна чутко контактировать с полом. Особенно это важно для исполнения ритмических рисунков – двигаться так, как будто играешь пальчиками по клавишам, создаешь музыку.
В начале обучения дети приходят с желанием заниматься, поэтому задача педагога, требующая от него знания предмета и мастерства преподавания, заключается в том, чтобы не разочаровать их. Одно из основных условий полноценного развития детей — это создание теплой атмосферы общения ребенка и взрослого. Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития, поэтому методы обучения должны приспосабливаться к ребенку, формируя у него осознанную мотивацию к получению знаний и укреплению здоровья, ведь главное не столько результат деятельности, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Действия педагога должны быть направлены на то, чтобы дать детям возможность почувствовать уверенность в своих силах, побудить к творческому самовыражению под музыку и настроиться на совместную творческую деятельность.
1.2. Тематическое планирование курса « Ритмика »
для 1 – го года обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Основные движения. | 2 часа |
2 | Сильная и слабая доля. | 2 часа |
3 | Ритмические шаги – четверти и восьмые в размере 2/4. Условные обозначения. Паузы. | 3 часа |
4 | Двухчастная форма. Фраза, предложение. Половинная нота. | 2 часа |
5 | Вступление. Виды шага. | 2 часа |
6 | Дирижирование в размере 2/4. | 2 часа |
7 | Трехчастная репризная форма. Предложения, части. | 2 часа |
8 | Акценты и паузы. Танцевальные элементы. | 3 часа |
9 | Темпы в музыке. | 2 часа |
10 | Шестнадцатые в размере 2/4. | 2 часа |
11 | Размер 3/4. Дирижирование в размере 3/4. | 3 часа |
12 | Элементы народного танца. | 2 часа |
13 | Ритмическое двухголосие. | 3 часа |
14 | Повторение и обобщение пройденного материала | 2 часа |
15 | Всего: | 32 часа |
Примерные планы занятий
Занятия 1 — 2 Вводное занятие. Основные движения.
Занятие начинается с беседы о предмете. Дети строятся в одну шеренгу по росту и называют свое имя. Затем, под музыку «Неторопливой прогулки» Р. Леденева, дети «гуляют» по залу, а по окончании музыки встают в шеренгу, найдя свое место.
Прослушав музыку «Адажио» Д. Штейбельта (8 тактов), предложить определить темп, характер, показать движения поклона, которым всегда начинается и заканчивается занятие ритмикой. Дети должны следить за плавностью и правильностью движений в соответствии с музыкой.
Слушают «Марш» и «Бег» Е. Тиличеевой. Сравнить «Адажио» и «Марш и бег», выявить отличия. Под «Марш» на громкую часть — ходьба на месте с высоким подъемом ног, на тихую часть – приседания на «раз», подъем – на «два». На «Бег» – бег по кругу мелкими шагами, сохраняя интервалы между собой, в точном соответствии с музыкой.
Отдохнуть под музыку «Цветок» В. Витлина, произвольно изобразить, как он растет, тянется к солнцу и мягко увядает.
Поклон – прощание с педагогом по окончании занятия.
Занятия 3 – 4. Сильная и слабая доля. Марш, маршевый шаг.
Музыкально – ритмическая «Игра в мяч».
Поклон — приветствие. Построение в шеренгу.
Вспомнить «Марш» и «Бег» Е. Тиличеевой, движения, сопровождающие эту музыку, исполнить их.
Прослушать «Физкультурный марш» Е. Марченко, определить характер, количество частей, динамические оттенки. Сравнить с маршем, прослушанным на предыдущем занятии, отметить общее и отличия. Объяснить, что марш по кругу шагают с левой ноги, как на занятии физкультурой, сохраняя интервалы между собой и «держа» круг. Показать два вида маршевого шага: 1) топающий, на всю ступню, с высоким подъемом ног; 2) широкий, с вытянутого носка. На первый предлагается держать руки на поясе, на второй – энергичные движения руками от локтя. Пройти по кругу. Следить за осанкой, координацией рук и ног, не шаркать, шагая под музыку.
Усложнить задание — выделить сильную долю. Сначала сделать это на месте, далее – в движении по кругу: на топающий шаг — громким притопом левой ноги, на шаг с носка – хлопком в ладоши.
Прослушать «Игру в мяч» Н. Александровой. Определить строение — две части, первая – яркая, мажорная, вторая – тихая, минорная. Сначала дети бросают мяч на сильную долю об пол по кругу, а на слабую – ловят. Когда они научатся делать это в соответствии с музыкой, предложить более сложный вариант игры: на вторую часть сменить направление движения и мяч бросать в руки.
Под музыку «Грустной песенки» П. Чайковского изобразить спокойную мелодию в плавной ходьбе по кругу, затем – сужая и расширяя его (в круг – из круга), обозначая сужение неторопливым поднятием рук, а расширение — опусканием. Отметить длинные звуки – шаги – четверти и половинные. Поклон.
Занятия 5 – 7. Ритмические шаги – четверти и восьмые в размере 2/4.
Условные обозначения — жесты, отработка. Паузы.
Поклон. Построение. Вспомнить «Физкультурный марш», виды маршевого шага. Исполнить, выделяя сильную долю, как на предыдущем занятии, следя за осанкой и координацией рук и ног.
Показать картинки — изображения ритмических рисунков, обозначаемых слогами: четверть – «та», восьмые – «тик – тик». Показать, как эти ритмослоги можно условно обозначить жестами: четверть – движение вертикально ребром ладони на каждую четверть сверху — вниз; восьмые – хлопки в ладоши на каждую восьмую. Объединить слоги с жестами, произнося их вслух, затем присоединить шаги – метрические доли.
Слушают польку — песню «Встаньте, дети, встаньте в круг». Определяют характер, темп, динамику музыки и ритмический рисунок: четверти и восьмые, а также вспоминают текст песни. Сначала исполняют со словами, обозначая ритмический рисунок жестами, затем присоединяют шаги – пульс, далее слова заменяются ритмослогами. Объяснить, что тишина в конце куплета – это пауза длиной в четверть, поэтому она называется четвертная. Ее можно отметить притопом с ритмослогом «та» без жеста.
Музыкальная игра «Ходила младешенька по борочку» (русская народная песня в обработке Н. Римского – Корсакова). Отметить лирический характер песни, спокойный темп, ритмические шаги – четверти и восьмые, а также два предложения, которые заканчиваются неодинаково: первое – на короткий звук, второе – на длинный. Выяснить, что в конце второго предложения – нота – четверть и пауза – четверть, а в конце первого – короткая восьмая нотка и такая же пауза. Пропеть ритмослогами с жестами в характере песни – плавно, мягко, отметив паузу – восьмую ритмослогом «тик» без хлопка. Предложить детям «прогуляться по лесу, собирая ягоды» с помощью ритмошагов с пением ритмослогов, обозначая паузы хлопками. Кто меньше ошибся – тот больше ягод собрал, ведь каждая правильная пауза – это ягода в корзинку! Поклон.
Занятия 8 — 9. Двухчастная форма. Фраза, предложение. Половинная нота.
Поклон. Построение в шеренгу. Небольшая разминка в виде маршировки по кругу.
Прослушать «Экосез» Ф. Шуберта № 1. Отметить, что музыка состоит из двух совершенно разных частей: первая – piano, изящная; вторая – forte, тяжелая, даже грубоватая. Выяснить, что ритмический рисунок «Экосеза» состоит из длинных звуков – это четверти, очень редко — восьмые. Исполнить ритмослогами с жестами и шагами – пульсом. В «Экосезе» — четыре предложения по четыре такта, и каждое из них заканчивается на звук, более длинный, чем четверть. Объяснить, что эта нота называется половинная и произносится – «та – а» (вызывает ассоциации с колыбельной, поэтому называется половинка «Спокойной ночи»). Обозначение половинной ноты – руки — на поясе, ноги – в полуприседании, во время показа шагами – остановка. Показать две разные части «Экосеза» с помощью бега – легкого и широкого, «как будто прыжок через лужу», с остановками на половинных и обозначением их. Вспомнить, какие произведения из двух частей дети уже знают или слушали на занятии ритмикой.
Прослушать «Колыбельную» А. Аренского. Попытаться передать характер музыки в ритмичных покачиваниях, плавных движениях, неторопливом кружении. Отметить в партии аккомпанемента длинные, «убаюкивающие» звуки – четверти и половинные.
Повторить польку — песню «Встаньте, дети, встаньте в круг».
Повторить «Игру в мяч» Н. Александровой. Поклон.
Занятия 10 — 11. Вступление. Виды движений: шаг, бег. Игра «Солдаты». Ритмические упражнения.
Поклон. Построение в шеренгу. Вспомнить прослушанные марши: «Марш» Е. Тиличеевой, «Физкультурный марш» Е. Марченко, виды маршевого шага и «пружинки». Выяснить, что пружинящий шаг – это «пружинки» с продвижением вперед.
Прослушать «Марш» М. Робера. Выявить в нем наличие двух разных частей: 1) энергичная; 2) спокойная. Выполнить движения: на первую часть шагать с высоким подъемом ног, а на вторую — пружинящим шагом, тихо красться, как разведчики, не сутулясь, координируя движения рук и ног. После отработки движений дети представляют себя солдатами и выбирают «командира», на которого одевают военную фуражку. «Командир» строит «солдат» в две шеренги и смотрит, кто лучше всех выполняет заданные движения по его команде. Его задача – выбрать лучшего солдата и назначить его «командиром».
«Латышская народная песня» — музыка задорная, плясовая. Знакомство с понятием «вступление»: первые два такта – слушание музыки, подготовка к движениям. Такты 3 – 6 – учатся выполнять «пружинки» (по две на такт), легко пружиня ноги в коленях. Такты 7 – 10 – поднимаются на носки и опускаются на всю ступню, продолжая пружинить ногами. На sf в тактах 7 и 9 хлопают в ладоши скользящим хлопком, направленным вверх, раскачивая руками от плеча вверх – вниз вместе с «пружинками» в ногах. Такты 11 – 18 – усиление звучания музыки показывается прыжками на обеих ногах на сильную долю, положив руки на пояс.
Прослушать музыку «Этюда» Л. Шитте № 12. Определить характер, темп, динамику, выяснить, что музыка напоминает мягкий осторожный бег. Пробежаться под музыку, «как лисички». Решить, у кого получилось точно «в музыку» и похоже на лисичку, напомнить, что бег лисички будет легким и неслышным, если бежать пружинящим шагом. Поклон.
Занятия 12 – 13. Дирижирование в размере 2/4. Гимнастический комплекс — упражнение «Мягкие ручки».
Поклон. Построение, маршировка по кругу.
Прослушать «Мазурку» А. Гречанинова. Определить строение, характер, темп и динамику по частям. Показать движения под музыку. Исходное положение – пятки вместе, носки врозь, руки опущены. В этом упражнении дети отражают мягкий, задумчивый характер мелодии, стараясь «пропеть» ее с помощью движений рук. Часть I. Такты 1 — 4 — плавное певучее движение двумя руками: вперед – в стороны — вперед – вниз. Часть II. Такты 1 — 4 — медленно поднять руки вверх на forte, поднимаясь при этом на носки как можно выше, показывая движениями динамику данного предложения. Такты 5 – 8 – плавно опустить руки через стороны вниз на piano, постепенно опускаясь на всю ступню. Часть III – повторение движений I части, способствующее созданию чувства музыкальной формы.
«Экосез» Л. Бетховена отличается от «Мазурки» озорным характером, более подвижным темпом и отрывистым штрихом – staccato. Дети определяют ритмический рисунок. Исполняют ритмический рисунок ритмослогами с жестами и шагами – пульсом. Затем – дирижируют на месте в размере 2/4. Обратить внимание детей на то, что сильная доля имеет акцент – sf, который можно отметить притопом ноги.
Повторить «Латышскую народную песню» и музыкально – ритмическую игру «Солдаты». Поклон.
Занятия 14 – 15. Трехчастная репризная форма (слушание музыки). Предложения, части. Упражнение «Крепкие руки».
Поклон. Разминка – марш по кругу. Исполнение выученного гимнастического упражнения «Мягкие ручки».
Прослушать «Детскую польку» М. Глинки. Определить количество частей, отметить, что первая часть повторяется два раза и такое строение называется «трехчастная репризная форма». Предложить под музыку «Детской польки» сыграть в игру «Мяч по кругу», отметив первую и третью часть похожими движениями, а вторую – другими. Дети стоят по кругу, у одного из них – небольшой мяч.
I часть. Дети бросают мяч в руки по кругу соседу по правую руку на сильную долю каждого такта, а ловят его на слабую, способствуя ощущению темпа и сильной доли и акцентируя ее с помощью мяча.
II часть. Смена движения развивает детское внимание: на сильную долю каждого такта дети бросают мяч по кругу ударом об пол соседу по правую руку, на слабую долю – ловят его.
III часть. Перемена направления движения помогает выработке ориентирования в пространстве: на сильную долю бросают мяч в руки по кругу соседу по левую руку и ловят на слабую долю.
Следующее упражнение из комплекса называется «Крепкие руки» и исполняется на музыку пьесы «В лагере» А. Гречанинова. Показать движения, затем разучить их с детьми по частям. Исходное положение – пятки вместе, носки врозь.
I часть. Такты 1 – 2. Развести крепкие прямые руки в стороны, сделать два рывка назад, и, согнув руки в локтях, свести кисти рук перед грудью, отведя локти до уровня плеч – «полочка». Такты 3 – 4. В положении «полочки» сделать три рывка локтями в стороны – назад. Развести руки в стороны. Такты 5 – 8. Повторить движения тактов 1 – 4, но вместо рывка, наклонившись, уронить руки вниз.
II часть. Такты 1 – 4. Восемь раз скрестить руки на сильную долю – в сторону и к себе («ножницы» руками). Такты 5 – 8. Повторить движения тактов 5 – 8 первой части, но, заканчивая, опустить руки «по швам». Повторить игру «Ходила младешенька по борочку». Поклон.
Занятия 16 – 18. Акценты и паузы. Танцевальные элементы. Ритмическое упражнение с акцентами и паузами.
Поклон. Разминка. Выполнение изученных гимнастических упражнений. Разучивание движений польки. Показ и разучивание нового упражнения «Акценты» под музыку «Этюда» А. Гречанинова.
Вспомнить музыку «Детской польки», затем прослушать белорусскую польку «Янку». Выявить сходства и различия между ними. Исполнить танцевальный элемент – боковой галоп, объяснить его выполнение по кругу под музыку «Польки – янки». Усложнить задачу: менять направление с каждой новой фразой – три галопа в правую сторону – притоп как точка, окончание фразы, то же самое – в левую сторону. Во второй части те же движения по фразам, но не по кругу, а в центр круга и из него.
Прослушать «Экосез» Ф. Шуберта № 4. Определить форму, характер произведения и ритмический рисунок. Продирижировать на месте, отметить четвертные паузы в конце каждой части притопом. Исполнить ритмослогами с жестами и шагами – пульсом. Затем, положив руки на пояс, пройти по кругу шагами – четвертями, восьмыми и половинными в первой части, отметив паузу в конце хлопком с притопом, а вторую часть, состоящую из восьмых, пробежать легким бегом под музыку, и, отметив паузу, сказать в конце «Все!»
Прослушать «Польку» М. Красева. Отметить характер музыки танца, подвижный темп, трехчастную репризную форму. Определить и исполнить ритмический рисунок польки жестами со слогами и пульсом. Показать танцевальные движения по частям, выполнить в соответствии с темпом, характером, сохраняя ощущение музыкальной формы. Дети строятся в круг лицом к центру, крепко держа руки на поясе.
Такт 1. Сделать два шага с правой ноги в центр круга. Такт 2. Притопнуть три раза, стоя на месте.
Такты 3 – 4. Сделать два шага назад с левой ноги и три раза притопнуть, стоя на месте. Такты 5 – 8. Повторить движения.
Такты 9 – 10. Повернуться вокруг себя через правое плечо, сделав четыре поскока. Такты 11 – 12. Прохлопать в ладоши ритмический рисунок.
Такты 13 – 14. Повернуться вокруг себя через левое плечо, сделав четыре подскока. Такты 15 – 16. Прохлопать ритм.
На вторую долю последнего такта положить руки на пояс и повторить сначала такты 1 – 8 – III часть.
Прослушать «Мечты» Г. Пахульского, рассказать о том, что представили во время слушания неторопливой музыки.
Упражнение «Акценты». Прослушать «Этюд» А. Гречанинова.
Исходное положение – руки на поясе, пятки вместе – носки врозь.
Главная задача в данном упражнении — четкость исполнения акцентов в соответствии с темпом, сохранение равновесия и координации движений.
Часть I. Такты 1 – 2 – на затакт вывести вперед прямую правую ногу, дотянутую в колене и подъеме. На первую и третью долю жестко коснуться носком пола перед собой, ставя «точку» (акцент). Держа ногу на весу, коснуться носком пола три раза подряд. Такты 3 – 4 — повторить движения тактов 1 – 2 с левой ноги. Части II и III – повторение движений I части.
Повторить игру «Мяч по кругу». Поклон.
Занятия 19 — 20. Темпы в музыке. Упражнение «Пружинки». Игра «Мячики».
Поклон. Разминка. Исполнение упражнений.
Прослушать «Вальс» А. Гречанинова. Определить форму, характер. Рассказать, что танец называется вальс, танцуют его, в отличие от польки, в размере 3/4 , «в темпе вальса». Показать движения нового упражнения «Пружинки» (приседания и потягивания).
Исходное положение – руки на поясе, ступни ног параллельны друг другу, но не на ширине плеч.
Часть I. С помощью приседаний – двух легких и одного глубокого, и подъемов, исполняемых точно на сильную долю каждого такта, вырабатывается ощущение ее как акцента.
Часть II. Смена движений: высоко поднять согнутую в колене ногу и опустить перед собой так же на сильную долю.
Часть III – повторить движения I части, ощущая форму.
Повторить боковой галоп с притопом под «Польку – янку».
Повторить «Польку» М. Красева.
Один из этюдов Л. Шитте уже знаком по упражнению «Лисички». Но сегодня другой «Этюд» — № 20, а музыкально – ритмическая игра называется «Мячики». Дети располагаются по кругу тремя группами, набрав интервалы, в центре – ведущий. Группы прыгают на месте по очереди на три фразы, изображая мячики, а ведущий поворачивается к каждой из них, имитируя игру в мяч. На четвертую фразу ведущий боковым галопом меняется местами с тем из «мячиков», кто, по его мнению, больше всего походил на мячик, правильно, под музыку выполнял движения.
Повторить «Экосез» Ф. Шуберта № 4. Поклон.
Занятия 21 – 22. Шестнадцатые в размере 2/4. Танцевальные элементы.
Поклон. Разминка. Выполнение гимнастических упражнений.
Прослушать «Эстонскую польку». Определить характер, темп, сравнить с «Детской полькой» и полькой «Янкой». Вспомнить боковой галоп и шаг польки. Чередовать с галопом по команде педагога.
«Казачок» А. Даргомыжского напоминает русскую народную пляску, хоть и написан композитором. Здесь две части, четыре предложения. Прослушать, обратить внимание детей на первую часть «Казачка», определить ритмический рисунок, наличие шестнадцатых. Педагог показывает обозначение шестнадцатых жестами — удары указательными пальцами друг о друга. Поучить без музыки. Исполнить ритмослогами с жестами, с отметкой пульса педагогом. Затем добавить шаги, отмечая сильную долю ударом в бубен.
Прослушать пьесу В. Золотарева «Цветы и бабочки». Передать образы распускающихся цветов и порхающих бабочек в соответствии с характером музыки и темпом.
Повторить «Польку» М. Красева.
Провести опрос детей на знание темпов. Вспомнить прослушанные произведения, подобрать к ним темп: «Вальсу» Гречанинова — спокойно, «Детской польке» Глинки — скоро, а «Колыбельной» Аренского — не спеша.
Игра «Мячики». Поклон.
Занятия 23 – 25. Размер 3/4. Дирижирование в размере 3/4.
Поклон. Разминка. Выполнение гимнастических упражнений.
Определить строение, темп и характер в польской народной песне «Висла». Ознакомить детей с размером 3/4. После определения ритмического рисунка учащиеся исполняют его условными жестами с пульсом, затем дирижируют на месте, далее — шагами с дирижированием по кругу, останавливаясь на такты 4, 8, 12 и 16 («прислушиваясь к эху»). Обратить внимание детей на певучесть мелодии и, соответственно, плавность дирижерского жеста.
Вспомнить «Вальс» и «Мазурку» А. Гречанинова, отметить характерные признаки произведений в размере 3/4.
Музыка пьесы «В разлуке» А. Гречанинова написана в размере 3/4, в трехчастной репризной форме. Танец можно назвать «Лирический». Показать движения по частям. Часть I. Такты 1 – 2 – ударить мячом об пол на сильную долю. Такты 3 – 4 – подкинуть мяч высоко вверх на сильную долю. Такты 5 – 8 – повторение тактов 1 – 4. Часть II. Такты 1 – 2 – идти по кругу в правую сторону, держа мяч на вытянутых вперед руках. Такты 3 – 4 – поскоки вокруг себя, держа мяч над головой. Такты 5 – 8 – повторение тактов 1 – 4, только движение – в левую сторону. Часть III – повторение I части.
Прослушать «Медленный вальс» Т. Островской. Определить размер, ритмический рисунок, отметить «длинные шаги» — четверти, половинные, вступление 4 такта. Продирижировать на месте, затем пройти по кругу, отмечая половинку с точкой длинным шагом.
Вспомнить «Казачок» А. Даргомыжского. Придумать подходящие движения, используя изученные, для четырёх предложений, отработать их и исполнить.
Игра «Мяч по кругу». Поклон.
Занятия 26 – 27. Элементы народного танца. Упражнение «Прыжки и поскоки». Игра «Поменяйтесь местами» в размере 3/4 .
Поклон. Разминка. Выполнение гимнастического комплекса. Разучивание нового упражнения «Прыжки и поскоки» под музыку «Марша» А. Гречанинова. Исходное положение – руки на поясе, ноги вместе. Музыка данного упражнения исполняется в быстром темпе, поэтому движения важно выполнять в соответствии с ним, добиваясь хорошей координации рук и ног, сохраняя ощущение доли.
Часть I. Исполнение высоких легких прыжков на месте на обеих ногах на каждую долю такта. Часть II. Смена вида прыжков — подскоки на месте с высоким подъемом ног, руки на поясе. На последнюю половинную ноту выполнить прыжок с переворотом. Часть Ш. Следующий вид — «разводные» прыжки на месте, чередующие прыжок «ноги – на ширину плеч, руки – в стороны» на сильную и относительно сильную долю с прыжком «ноги вместе, руки опущены» — на слабую долю.
Вспомнить шаг польки, галоп, выученные движения «Польки» М. Красева. Повторить, произнося ритмослоги вслух, правильно и выразительно. Оценить исполнение каждого ребенка на оценку.
Разучивание элементов русского танца: ковырялочка, притоп (простая дробь), припадания в сторону.
Прослушать «Вальс» Ф. Шуберта. Определить строение, темп, размер, динамику. Дети стоят по кругу с большими интервалами. Часть I. Плавным движением мяч бросают вправо по кругу на «раз», на «три» — ловят. Часть II. Такты 1 – 2. Мяч бросают об пол, делая акцент на «раз» по кругу в правую сторону. Такты 3 – 4. Ученик, держащий мяч, и его сосед справа меняются местами за 4 шага боковым галопом. Такты 5 – 8 – повторение тактов 1 – 4. Часть III – повторение I части со сменой направления в левую сторону. Поклон.
Занятия 28 – 30. Ритмическое двухголосие. Движения народного танца в песне «Как у наших у ворот».
Поклон. Разминка. Выполнение гимнастических упражнений.
Прослушать пьесу И. Лотмана «Эхо». Определить размер, строение, ритмический рисунок. Разделить детей на две группы. Исполнить ритмослогами с жестами, отмечая пульс ударами в бубен. Каждая группа выполняет свой ритмический рисунок, стоя в шеренге. Затем первый голос становится внутренним кругом, а второй – внешним, а ритмический рисунок каждая из групп выполняет шагами по кругу.
Повторить танец «Лирический» и «Казачок» А. Даргомыжского.
Вспомнить изученные элементы народного танца. Прослушать песню «Как у наших у ворот». Дети предлагают свои движения, танец составляется как итог коллективного творчества.
Игра «Поменяйтесь местами». Поклон.
Занятия 31 – 32. Повторение и обобщение пройденного материала.
Поклон. Разминка – марш с дирижированием в размере 2/4 , с использованием разных видов шага. Предложить детям выполнить упражнения вместе с разными «учителями» — каждый ребенок показывает то упражнение, которое у него лучше всего получается. Можно устроить конкурс на лучшее исполнение упражнения. Исполнить гимнастический комплекс без показа педагога.
Повторить и закрепить ритмическое упражнение «Эхо». Предложить детям отмечать сильную долю ударом в бубен или ложки.
Исполнить танец «Как у наших у ворот». Можно по группам – одна исполняет, другая – оценивает.
Вспомнить музыкальную игру «Поменяйтесь местами» в размере 3/4 — сначала с движениями, предложенными и разученными с педагогом, затем дети сами предлагают движения для каждой части, разучивают самые интересные и исполняют вместе.
Вспомнить песню «Висла» в размере 3/4. Дети исполняют ее условными жестами с пульсом, шагами с дирижированием по кругу, останавливаясь на такты 4, 8, 12 и 16 («прислушиваясь к эху») и обращая внимание на плавность дирижерского жеста.
Исполнить «Польку» М. Красева и танец «Лирический».
Заключение
Программа является методической основой для практических занятий. Она должна быть логичной и отвечать главным принципам последовательности и систематичности обучения.
Одним из условий успешного преподавания является осознание цели и направленных на ее достижение задач предмета, что четко изложено в пояснительной записке.
Данная программа была составлена на основе практической работы, многие темы прошли апробацию в ходе занятий ритмикой, что послужило базой для составления продуманных и четких рекомендаций.
Несмотря на краткую формулировку тематики уроков, их ход и содержание подробно расписаны по определенному плану.
Все музыкальные примеры также были неоднократно использованы в качестве иллюстрационного материала, поэтому каждый из них соответствует определенному упражнению урока.
Таким образом, данную программу можно использовать в учебном процессе для занятий ритмикой младших школьников в музыкальных школах, домах детского творчества, подготовительных группах детских садов. Вместе с тем, в ходе дальнейшей работы в программу могут быть внесены дополнительные изменения, которые зависят, прежде всего, от уровня развития детей и мастерства преподавателя.
Список литературы
1. Андреева М. П. Первые шаги в музыке. Методическое пособие / М. П. Андреева, Е. В. Конорова; под ред. Т. М. Сергеевой. — М.: Советский композитор,1991. — 150 с.
2. Буц Л. Подвижные игры под музыку / Л. Буц. – К.: Музична Украина, 1987. – 96 с.: нот.
3. Бырченко Т. В. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике / Т. В. Бырченко, Г. С. Франио. – М.: Советский композитор, 1991. — 202с.
4. Бырченко Т. В. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ / Т. В. Бырченко. — М.: Советский композитор, 1983. – 112 с.
5. В музыкальных ритмах / Сост. В. Клин. – К.: Музична Украина, 1987. – 167 с.
6. Вопросы методики музыкального воспитания детей / Сборник статей в помощь учителю общеобразовательной школы. — М.: Музыка, 1975. – 128 с.
7. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера / В. А. Гринер. — М.: Музыка,1966. – 207 с.
8. Гусак Ш., Кондратьев А., Лурье Б. Музыка на уроке гимнастики / Ш. Гусак, А. Кондратьев, Б. Лурье. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 214 с.
9. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А. В. Кенеман; под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
10. Жак — Далькроз Э. Ритм / Э. Жак – Далькроз. — М.: Классика — XXI век, 2006. – 248 с.
11. Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса в двух тетрадях / И. В. Заводина. — М.: Музыка, 1999. — 63с. и 132с.
12. Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 4 класса / И. В. Заводина. — М.: Музыка, 2001. — 88 с.
13. Збруева Н. П. Ритмическое воспитание актера: Методическое пособие / Н. П. Збруева. – М.: ВЦХТ, 2003. – 144 с.: нот.
14. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Зимина. – М.: Владос, 2000. – 304 с.: нот.
15. Играем и танцуем / Игры, танцы и упражнения для детей. – М.: Советский композитор, 1984. – 144с.
16. Кирнарская Д. К. Психология музыкальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – М.: Таланты – XXI век, 2004. 496 с.
17. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып.1 / Е. В. Конорова. — М.: Музыка,1972. – 116 с.
18. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып.2 / Е. В. Конорова; издание третье, переработанное и дополненное. — М.: Музыка, 1973. — 136 с.
19. Коренева Т.Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. – метод. пособие в 2 ч. / Т. Ф. Коренева. — М.: Владос, 2001. –Ч. 1. –112 с.: ноты.
20. Коренева Т. Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. – метод. пособие в 2 ч. / Т. Ф. Коренева. – М.: Владос, 2001. – Ч. 2. – 104 с.: ноты.
21. Коренева Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: учеб. – метод. пособие в 2 ч. / Т. Ф. Коренева. – М.: Владос, 2002. – Ч. 1. – 152 с.
22. Коренева Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: учеб. – метод. пособие в 2 ч./ Т. Ф. Коренева. – М.: Владос, 2002. – Ч. 2. – 136 с.
23. Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. Вып.1/ Г. В. Кристи. – М.: Сов. Россия, 1970. – 126 с.
24. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского: учеб. пособие для театр. ин – тов и училищ / Г. В. Кристи. – М.: Искусство, 1968. – 455 с.
25. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. — Ярославль.: Академия развития, 1997. – 240 с.
26. Музыка / Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; издание третье, дополненное. – М.: Просвещение, 1986. – 397 с.
27. Музыка для занятий танцевального кружка / Сост. И. Мирова. – М.: Музгиз, 1958. – 224 с.
28. Музыка для уроков классического танца для фортепиано / Сост. Н. Ворновицкая. – М.: Советский композитор, 1989. – 112 с.
29. Музыка для художественной гимнастики / Сост. Р. Варшавская, М. Лесман. – М.: Музгиз, 1950. – 193 с.
30. Музыка к танцевальным упражнениям / Сост. О. Островская. – М.: Музыка, 1967. – 186 с.
31. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. – М.: Музыка, 1972. – 381 с.
32. Назайкинский Е. В. О музыкальном темпе / Е. В. Назайкинский. – М.: Музыка, 1965. – 95 с.
33. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М.: Академический Проект, 2006. – 400 с.
34. Полякова Е. И. Станиславский / Е. И. Полякова. – М.: Искусство, 1977. – 463 с.
35. Прикосновения / Сборник методических работ и авторских программ преподавателей детских учебных заведений искусств города Тольятти. Вып.2. – М., 2000. – 192 с.
36. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г. М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
37. Ротерс Т. Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика / Т. Т. Ротерс. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
38. Руднева С. Д. Ритмика. Музыкальное движение / С. Д. Руднева, Э. М. Фиш. – М.: Просвещение, 1972. – 334 с.
39. Руднева С. Д. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально – двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С. Д. Руднева, Э. М. Фиш; издание второе, переработанное и дополненное. – СПб.: Гуманитарная академия, 2000. – 305 с.
40. Сиротина Т. Ритмическая азбука. Музыкальное пособие. Вып. 1 / Т. Сиротина. – 1993. – 48с.
41. Собинов Б. М. Танцующая гимнастика / Б. М. Собинов. — М.: Просвещение, 1972. – 117 с.
42. Станиславский К. C. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. – М.: Искусство, 1980. – 430 с.
43. Станиславский К. С. Мое гражданское служение России. Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек / К. С. Станиславский; сост., вступ. ст. и коммент. М. Н. Любомудрова. – М.: Правда, 1990. – 656 с.
44. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1947. – 335 с.
45. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1 / Б. М. Теплов. — М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
46. Традиции и новаторство в музыкально — эстетическом образовании / Под ред. Е. Д. Критской, Я. В. Школяр. — М.: Флинта, 1999. – 296 с.
47. Франио Г. С. Методическое пособие по ритмике для 1 –го класса музыкальной школы / Г. С. Франио, И. В. Лифиц; переиздание от 1987. — М.: Музыка, 1995. — 125 с.
48. Франио Г. С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей / Г. С. Франио. — М.: Советский композитор, 1989. – 104с.
49. Франио Г. С. Методическое пособие по ритмике для 2 – го класса музыкальной школы / Г. С. Франио. – М.: Музыка, 2005. – 152 с.
50. Франио Г. С. Ритмика в детской музыкальной школе: учебно – методическое издание / Г. С. Франио. – М.: Пресс – Соло, 1997. – 32 с.
51. Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции /М. Г. Харлап. – М.: Музыка, 1986. — 104 с.
52. Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма. – М.: Музыка, 1978. – 48 – 104 с.
53. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика / В. Н. Холопова. – М.: Советский композитор, 1983. – 281 с.
54. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. – СПб.: Лань, 2000. – 317 с.
55. Чибрикова – Луговская А.Е. Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: метод. пособие для воспитателей, муз. руководителей дет. сада и учителей нач. школы / А. Е. Чибрикова – Луговская. – М.: Дрофа, 1998. –
104 с.
56. Шушкина 3. К. Ритмика / З. К. Шушкина. — М.: Музыка, 1967. — 80 с.
57. Яновская В. А. Ритмика / В. А. Яновская. — М.: Музыка, 1979. – 94 с.