Консультация для воспитателей «Темпо — ритмическая организация и интонационная выразительность детской речи»
При работе с детьми важное место имеет фонетическая сторона речи, которая представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов (звукопроизношения и просодики).
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.
Поскольку у многих детей имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, то в нашем детском саду должна проводиться работа по формированию интонационной выразительности речи.
Проведению этой работы предшествуют различные ритмические упражнения, которые подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Работа над ритмом ведётся в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур (материалом для упражнений служат различные ритмические структуры, чередующие тихие и громкие удары в любой последовательности):
1) для восприятия ритма можно использовать такое упражнение, как послушать серию ударов (изолированных, простых, либо акцентированных) и определить их количество путём показа карточки с условными обозначениями ударов (карточки с точками, вертикальными чёрточками и т.д.), (с условными обозначениями детей познакомить заранее);
2) для воспроизведения ритма:
— отстучать по подражанию, предложенные серии ударов;
— записать условными знаками предложенные для восприятия удары или серию ударов (точками, чёрточками или выложить с помощью готовых форм);
— самостоятельно воспроизвести по предложенной карточке ритм.
В детском саду ежедневно в утренние отрезки времени (до начала непосредственно образовательной деятельности) воспитатели могут проводить с детьми просодическую разминку, которая проводится после пальчиковой гимнастики и включает в себя: дыхательные упражнения, мимическую гимнастику и упражнения на развитие темпо-ритмической стороны речи во всех группах. Работа по интонационной выразительности речи ведётся во всех группах ДОУ в соответствии с возрастом детей.
Составляющие интонации:
— тон, тембр, интенсивность голоса;
— логическое ударение;
— паузирование;
— темпо-ритмическая сторона речи.
Эти акустические интонации тесно взаимодействуют между собой, и работа должна осуществляться над всеми компонентами интонации и проводиться поэтапно.
На первом этапе надо объяснить детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается с изменением силы голоса, высоты, тембра. Показать, как с помощью интонации можно выразить свои чувства и познакомить детей с различными видами интонации, научить различать их.
С этой целью читаем детям один и тот же рассказ дважды: первый раз — без интонационного оформления текста, второй — выразительно. Спрашиваем детей — какое чтение им понравилось больше и почему? Объяснить, что при чтении можно задать вопрос, передать радость, удивление, просьбу, угрозу и т.д.
Затем знакомим детей с повествовательной интонацией. Читаем предложение с повествовательной интонацией и определяем, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чём-то). Выясняем, что когда мы что-то сообщаем, то голос не изменяем. Используем проговаривание вместе с взрослым, повторение за ним.
Переходим к знакомству с вопросительной интонацией. Изменяя голос, можно о чём-то спросить. Предложить выделить из прослушанного текста вопросительное предложение. Дети произносят вместе с взрослым, повторяют за ним, самостоятельно произносят речевой материал. Можно предложить детям произнести одно и то же вопросительное предложение, выделяя голосом по очереди разные слова, тогда и смысл заданного вопроса и ответа на него будет другой.
В конце знакомим с восклицательной интонацией. Показываем, что голос повышается на главном слове предложения, а потом несколько понижается. Дети произносят вместе с взрослым, повторяют за ним, самостоятельно произносят речевой материал.
Можно использовать такие картинки, когда глядя на их сюжеты, можно сказать АХ! ОЙ! УРА! Узнать, как мы говорим: спокойно, громко или восклицая? Показать детям, что восклицая можно произнести целое предложение (привести пример).
На втором этапе идёт формирование интонационной выразительности в речи, а именно формирование различных интонационных структур и их дифференциация в речи.
С этой целью используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на расширение его диапазона.
Упражнения на развитие силы голоса:
— удлинение произнесения звуков;
— усиление голоса (беззвучная артикуляция — шёпот — тихо — громко);
— ослабление голоса (громко — тихо — шёпот — беззвучная артикуляция);
— усиление и ослабление голоса без паузы на одном выдохе ууууУууу;
— усиление голоса с увеличением длительности звучания: ау-ау-АУ;
— ослабление голоса с увеличением длительности звучания АУ-ау-ау;
— прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса;
— обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса;
— называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса;
— Упражнение «Эхо» — дети по подгруппам: 1 — громко, 2 — тихо АУ!АУ!ау!ау!
— «Игра на пианино» — менять силу голоса в соответствии с текстом.
Ударяй тихонечко: стук-стук-стук
И тогда услышишь нежный звук,
Ударяй сильнее: стук-стук-стук
И тогда услышишь громкий звук.
Упражнения на развитие высоты голоса (проводятся путём подражания):
— повышение и понижение голоса при произнесении 2-3 гласных звуков;
— повышение и понижение голоса при произнесении слогов;
— «Укачивание» — имитация укачивания куклы;
— «Ступеньки»;
— «Вопрос-ответ» — высокий — низкий;
— проговаривание стихотворений, соблюдая изменение голоса по высоте;
— пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.
Примерный речевой материал: считалки, стихи С. Михалкова, С. Маршака «Волк и лиса», «Разговор лягушек», К. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», «Путаница», А. Барто, русские народные сказки и др. Дети должны учиться подражать голосам и интонациям героев.
Заниматься этой работой нужно во всех видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в театрализованной деятельности, в играх, инсценировках, при драматизациях сказок, в диалогах. Работа должна проводиться в тесном контакте с логопедом и музыкальным руководителем.
Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Автор: Романова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: ГБОУ Школа№2114 Дошкольное отделение Детский сад «Улыбка»
Месторасположение: г. Москва