(Выступление на педсовете
подготовила старший воспитатель МКДОУ БГО Центра развития ребенка детского сада №11 Пиндюрина И.В.)
Творчество, его формирование и развитие – это таинственная проблема, привлекающая внимание исследователей разных специальностей.
Проблема творчества — один , если так можно сказать, из острых участков «педагогической целены». Особо остро ощущается необходимость её решения во всей системе непрерывного образования. И начало должно быть связано с периодом дошкольного детства — инзитивным в формировании творческой направленности личности.
Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, сто главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Детей следует, как можно раньше, побуждать к выполнению творческих заданий, так как некоторые исследователи указывают на необходимость ограниченной связи обучения и необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала.
Характерная особенность дошкольного детства: все виды деятельности способствуют развитию ребёнка. Вместе с тем личностные качества, в том числе и творческая активность, наилучшим образом формируются в деятельности, которая определяет интересы и отношения к действительности и особенности взаимоотношений с окружающим.
Основной вид деятельности, присущий дошкольному возрасту – творческая игра. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Именно игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы с детьми. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
На основе анализа психолого – педагогических исследований по проблеме игры, остановимся на творческих играх по сюжетам литературных произведений.
Индивидуальные и групповые беседы показывают, что многие из детей с трудом воспроизводят содержание ранее услышанного литературного произведения, некоторые даже затрудняются вспомнить, о чём им читали. Чаще всего лишь вспоминают те сказки и рассказы, в которые играли. А от сосредоточенности, от внимания зависит последующее произведение. Длительность игр, возникающие спонтанно, обычно не продолжительна. Однако сам факт возникновения говорит о многом. Следовательно, мы, педагоги, должны позаботиться об их организации.
Многие педагоги считают, что инсценировки, игры – драматизации требуют определённых репетиций. Слабость этого взгляда объясняется тем, что внимание сосредотачивается на усвоении текста литературного произведения. Следовательно, игра должна развиваться строго по содержанию, без проявления творчества. Это приводит к тому, что в творческой игре имеют возможность участвовать не все дети. Отсюда и чрезмерный диктат и снижение творческого потенциала.
Только после того, как в процессе восприятия литературных произведений, содержание которых отражает яркие, динамичные, захватывающие и понятные события, дети эмоционально воспримут содержание, почувствуют себя активными участниками повествуемых событий, будут сочувствовать и сопереживать героям произведения, у них появится стремление активных и игровых действий. Разумеется , можно управлять, и при должной организации процесса оно будет переходить в определённое качество личности, которое можно назвать творческой активностью. Весь этот процесс зависит от содержания нашей педагогической работы, суть которой – моделировать игровые ситуации согласно содержанию художественного произведения.
Название: Формирование творческой активности дошкольников в игре
Автор: Пиндюрина Инна Владимировна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МКДОУ БГО Центр развития ребенка — детский сад №11
Месторасположение: Воронежская область, город Борисоглебск