Составление рассказа «Здравствуй, мамочка моя!» из личного опыта.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Цели: познакомить с историей тувинского, национального, традиционного праздника; воспитывать любовь к обычаям и к родному краю; развивать устную речь; обогащать словарный запас;
Задачи: развивать познавательно-исследовательскую деятельность; формировать сенсорное развитие; создавать целостную картину мира, расширять кругозор; формировать все компоненты устной речи; развивать свободное общение; формировать ценностные представления; развивать музыкально- художественную деятельность.
Материалы и оборудование: иллюстрации, фотографии изображающие тувинского, национального, традиционного праздника Шагаа, аудиозапись .
Содержание организованной деятельности детей
1.Организационный момент. Приветствие.
— Ребята, Шагаа — это Новый год по лунному календарю. Новый год по лунному календарю отмечают в России тувинцы, буряты, калмыки, а так же наши соседи монголы, китайцы, японцы. Это праздник встречи весны, проводы зимы. Как и все кочевые народы, наши дедушки и бабушки жили в юртах, охотились, пасли свой скот. В канун праздника все делали уборку в юртах, в стойбищах, готовили угощения. Играли в разные национальные игры: взрослые шахматы, шашки, почекушки (тевектээр), проводили конкурсы на лучшие частушки, скороговорки, загадки, дети и взрослые катались с горки.
— У праздника Шагаа есть обязательный атрибут – это особое приветствие «чолукшууру». Младший старшему протягивал обе руки ладонями вверх, а старший возлагал на них сверху свои руки ладонями вниз. Таким жестом они выражали уважение друг к другу.
«Амырлажыыр»! – жест новогоднего приветствия со словам «Амыр-ла!», и встречным ответом «Амырган-на, амыр-амыр!» . «Мира вам и благополучия».
Играли в разные национальные игры: взрослые шахматы, шашки, почекушки (тевектээр), проводили конкурсы на лучшие частушки, скороговорки, загадки, дети и взрослые катались с горки.
2.Рассказывание о Шагаа
С первым лучами солнца шаман встречает новый год – шагаа. Тувинский ритуал «сан-салыры», который изжигают с первыми лучами солнца. Обязательным элементом обряда «Сан-салыры» является жертвоприношение Огню – младшему брату Солнца. По традиции в костер кладутся лучшие куски мяса, приготовленные заранее, сладости. На возжигание жертвенного костра «сан» могут пойти только мужчины, если они берут сыновей, им быть не меньше 9 лет.
Блюда – «угащения» для ритуала «сан-салыры»:
-
Чай с молоком или молоко.
-
Кадык (пшеничная каша).
-
Боорзак (кусочки теста, зажаренных в кипящем масле.)
-
Тош (грудинка)
-
Саржаг (топленное масло).
-
Далган (ячменная и пшеничная мука).
-
Кургаг ааржы (творог).
-
Бууза (манты).
9. Артыш (можжевельник )
Лами проводится молитву в хурээ. Вне зависимости от своих религиозных взглядов, каждый тувинец старается посетить хурээ. К буддийским божествам, ламы просят благославления и удачи в новом году не только собравшихся, но для всего тувинского народа.«Шагаа – это святое. Веришь — не веришь, но в храм –обязательно».
Национальные игры и другие соревнования проводятся во время театрализованного представления в импровизированном юрточном городке. «Тихие» игры (шахматы, кажык) проводятся непосредственно внутри юрт, ну а тевек и лазанье на ледяной столб — на свежем воздухе. Здесь же находится юрта, в которой желающие могут отведать блюда тувинской национальной кухни, блины, позы или просто согреться при помощи горячего чая с молоком.
-Ребята, а какие тувинские национальные блюда вы знаете?
Для детей организуется катание на лошадях, а иногда и верблюдах. Вьючные животные также добровольно предоставляются ведущими чабанами.
Проводятся национальные игры, спортивно массовые мероприятия, театрализованное представление, главными героями которого, как правило, становятся животное-символ наступившего года по восточному календарю, а также тувинские эпические персонажи. Участие в праздничном концерте принимают профессиональные и самодеятельные городские и районные коллективы. Среди них — танцоры различных жанров (народные и современные, тувинские и русские), исполнители частушек (и тувинских, и русских), хоомейжи — исполнители традиционного тувинского горлового пения хоомея.
Во время отсутствия мужчин женщины совершали свой новогодний обряд около своего жилища.. Шагаа совершает брызганье белым чаем с помощью ритуальной ложки-девятиглазки (тос-карак). Культовая ложка тос-карак имеет особое устройство черпательной части: плоская, с девятью симметрично расположенными круглыми углублениями на поверхности. Число углублений соответствует количеству звезд в Большой Медведице и представлениям тувинцев об устройстве небесного мира (Девять небес). Тос-карак был задействован и в шаманских, и в ламаистских ритуалах. В такой форме проходил обряд «очищения жилища». Затем она обходила три раза свой семейный жертвенник с помощью ритуальной ложки тос-карак окропляла землю молоком или чаем с молоком.
3.Разучивание и исполнение танцевальных элементов и движений под тувинскую народную мелодию
«Шагаа».
4.Составление рассказа «Здравствуй, мамочка моя!»
—Ребята, мы приехали в домой. Кто встречает нас дома?
-Как зовут ваших мам?
-Какую помощь вы оказываете своей маме?
-Как проводите вместе время?
— Я нарисую на доске солнце материнской любви, а вы должны перечислить качества своих мам, от которых вам становится тепло и светло. Все сказанное вами я запишу на лучах солнца материнской любви.
— Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца?
-Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?
5. Рефлексия.
-Какой праздник будем встречать?
-Какой танец мы разучивали?
-Украсили солнце материнской любви.
-Это солнце мы повесим в фойе для наших мам.
Автор: Бады-Хоо Надежда Юрьевна
Воспитатель МБДОУ №33 города Кызыла, Республики Тыва