Устное народное творчество – важный фактор в формировании положительных эмоций у детей на первом году жизни
Автор: Кондрина Татьяна Павловна
Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область, Россия
Творческий отчет
Тема: Устное народное творчество — важный фактор в формировании положительных эмоций у детей на первом году жизни.
«Народ — гениальный творец языка
и величайший педагог. Он создал такие
произведения художественного слова,
которые ведут ребенка по всем ступеням
его эмоционального и нравственного
развития».
«Русский детский фольклор».
М. Мельников
Приобщение к русской народной культуре, национальным корням — одна из основных задач художественно — эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни .
Формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста. В детстве малыш с интересом познает окружающий мир, напитывается разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям сказок, песен, стихов и других малых фольклорных форм.
Я работаю в течение четырнадцати лет с детьми в группе раннего возраста от 0 до года в условиях специализированного дама ребенка ,где контингент малышей отличается определенной спецификой, поэтому необходима своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей.
Особое влияние на формирование психики ребенка оказывает эмоциональный контакт. Правильно подобранные, выразительно рассказанные потешки и прибаутки помогут вызвать у ребенка положительные эмоции:
Наша Маша маленькая, Наш Вовочка маленький,
На ней шубка аленькая, Чуть побольше валенка.
Опушка бордовая, В лапоточки обуется,
Маша чернобровая . Как пузырь надуется.
(При этом поглаживаю малыша по ручкам, по ножкам).
Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает ребенка, что важно для его физического развития. Укладывание спать без колыбельной песенки у нас никак не обходится, Кого — то достаточно погадить по головке, сказать ласковые слова — он и уснет, а другому без песенки никак не заснуть:
Баю-баю-баиньки, Люли-люли-люленьки,
В огороде заиньки. Прилетели гуленьки.
Травку щиплют и едят Стали гули ворковать,
Деткам спать они велят. Тихо Вику усыплять.
Проснулись — потянулись. Беру ребенка, переношу его в манеж, поглаживаю, ласково приговариваю:
Это кто у нас проснулся? Потянушки, потянушки, от носочков до макушки
С боку на бок повернулся? Мы потянемся, потянемся,
Это Ванечка проснулся, Маленькими не останемся,
С боку на бок повернулся, Вырастим большие, большие!
Ручками захлопал, Вот такие!
Ножками затопал. (поднимаю ручки ребенка кверху)
(Слегка поворачиваю малыша из
стороны в сторону, что бы взбодрить
его, хлопаем ручками, топаем ножками).
Вот и проснулись! А теперь надо умываться! Но как провести умывание и купание, чтобы оно доставило детям удовольствие? Ведь многие малыши боятся воды, не любят умываться. Помогают мне в этом потешки:
Ай лады-лады-лады, Или Чистая водичка
Не боимся мы воды, Умоет Саше личико
Чисто умываемся, Анечке-ладошки,
Деткам улыбаемся. А пальчики Антошке.
Маленькие фольклорные жанры я использую во всех режимных моментах, учитывая возрастные особенности ребенка, его эмоциональное состояние.
При кормлении самых маленьких детей стараюсь использовать спокойные песенки:
Люли-люли-люленьки, Один скажет кашкою,
Прилетели гуленьки. Другой-простоквашкою,
Стали гули говорить, Третий скажет молочком
Чем нам лялю накормить. и румяным пирожком.
Для более взрослых детей я использую потешки, в которых отражена их практическая действительность: Кашу мы варили, ложечкой мешали,
Куколку кормили, зайчику давали.
Одеваться на прогулку с потешками легче и веселее:
Валенки, валенки, невелички — маленьки,
Наденем на ножки, побежим по дорожке.
Да и на прогулке есть за чем понаблюдать, о чем рассказать или спеть песенку:
Маленькая птичка прилетела к нам, Солнышко-колоколнышко,
Маленькой птичке зернышки я дам Ты пораньше взойди.
Маленькая птичка песенку поет, Нам на улицу бежать,
Маленькая птичка зернышки клюет. Нам весну встречать.
Фольклор не заменим и при организации детских игр. В период бодрвствования я использую самые разнообразные потешки:
По камушкам,по камушкам,
По кочкам,по кочкам
Шел петух, в ямку — бух.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Глазками хлоп, хлоп,
Ножками топ,топ,
Забодает, забодает.
Песенки, потешки, прибаутки помогают мне интересно построить занятия, что сказывается на его рузультативности и активности малышей в процессе общения. Я тщательно подбираю материал, учитывая, возраст, обращаю внимание на то, чтобы они были просты, с коротким ритмом, побуждаю к действиям, движениям. Колыбельную произношу ласково, нараспев, не громко; веселую потешку-весело, задорно.
К 3-м месяцам дети начинают проявлять комплекс оживления. Они узнают интонации знакомого голоса. В этом же возрасте начинается подготовительный этап к формированию двигательных функций руки. Ведущая роль в развитии движений руки отводится зрительным анализаторам, поэтому на занятиях с малышами от 0 до 3-х мес. я ставлю задачи, способствующие развитию зрительных и слуховых анализаторов. Я подбираю яркие игрушки, увлекающие ребенка своим внешним видом, сопровождаю их показ мелодично звучащими песенками:
Петушок, петушок-золотой гребешок,
Ты подай свой голосок через темненький лесок.
через лес за реку прокричи: «Ку-ка-ре-ку».
Для активного привлечения внимания применяю фольклорные инструменты (деревянные ложки, дудочку, колокольчик, бубен и др.) Вначале обыгрываю инструмент, а затем напеваю:
Колокольчиком играли, Чтоб они не плакали.
Позвонили, спрятали Динь- динь позвони
Позабавим всех ребяток, Всех ребят развесели.
Проходит время, детки подрастают. Вот им уже четыре, пять, шесть месяцев. В этот период я подбираю малые фольклорные жанры, содержащие слоговые повторы:
Наши уточки с утра: Кря-кря-кря, Ай, ду-ду-ду,
Наши гуси у пруда: га-га-га, Ай ду-ду-ду!
Наши курочки в окно: ко-ко-ко, Я коровушку веду,
Наши гуленьки вверху: гру-гру-гру А коровушка: му-му!
Ну а петя — петушок рано-рано по утру Молока кому?
Нам споет: ку-ка-ре-ку.
Методы и приемы использую самые разнообразные: наглядные (игрушки с музыкальным сопровождением, механические, с различным звуковым эффектом: пищалки, гремелки, шуршалки); игровые действия (практические): раскачивание неваляшки, катание мяча, машинки, хлопание в ладоши и т.д.); словесные: (песенки, потешки, стихи). Их выбор и сочетание зависят от индивидуальных особенностей и возможностей детей, а также от педагогических задач.
Во втором полугодии ведущими линиями в развитии становятся овладение движениями , формирование активной речи, ориентировочно- познавательная деятельность с предметами. На этом этапе я организую самые разнообразные занятия, связанные с познанием свойств и качеств окружающих его предметов. На занятиях мы кормим мишку, укладываем куклу спать, играем с водой, веселимся с петрушкой. Использую следующие приемы: эмоциональное речевое воздействие (краткую четкую инструкцию); тактильное воздействие (поглаживание); доброжелательное отношение (ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт); поощрение (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой); волшебные мешочки, механические и музыкальные игрушки. Очень помогают на занятиях песенки, потешки, стихи. Мои знания в области устного народного творчества являются доступным средством влияния на поведение и развитие ребенка в период раннего детства. На будущее планирую продолжать работу по данной теме, обогащать развивающую среду. Использование детского фольклора в работе с детьми раннего возраста считаю самой приемлемой и интересной темой. Большим помощником мне в работе служит картотека фольклорного материала, где собрано огромное количество сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных песен, хороводных и подвижных игр.
Героем народных сказок, загадок, пословиц стал Петушок за свой разносторонний характер, героические поступки и красоту. Знакомя детей с игрушками, изображающими живые существа я сшила яркого петушка. За основу взяла блестящую ткань, гребень оформила из ленты. Вырезав из цветной ткани яркие элементы, получились бусы, перья, хвост. Такая игрушка несомненно привлечет внимание ребенка.
Большое оформление во всю стену является украшением моей группы. Я подношу своих малышей, пою песенки, рассказываю потешки про курочку, петушка, цыпляток. Малыши сосредотачивают внимание на ярких образах, прислушиваются к интонационному выражению голоса.
Русская народная игрушка- одно из ярких проявлений народной культуры. Такой игрушкой всегда считалась матрешка. Вот и я своим малышкам сшила русскую красавицу. Всем ребяткам она нравится: с длинными ресницами, алыми губами- полюбуйтесь сами.
Образами животных пронизан весь детский фольклор. Поэтому я стараюсь обогатить развивающую среду созданием образов животных. Я сшила много мягких игрушек и объединила их в серию «Домашние животные»
Для обыгрывания потешек я связала из цветной пряжи зайку, котика, петушка и курочку. Их можно надеть на руку и показать детям, проговаривая потешки или спеть песенку.
ВЫВОД:
Мир фольклора — духовно богатый мир, в котором ребенок гармонично живет с природой, с героями сказок, что помогает ему войти в атмосферу поэтических образов; он является естественной художественной почвой, необходимой для полноценного воспитания.
Список литературы:
1. Аникин В.П .«Русский фольклор». Москва, Высшая школа, 1987г.
2. Выхристюк О.Ф. «Медицинская помощь сиротам». Москва, 2004г.
3. Мельников М.Н.«Русский детский фольклор». Москва, Просвещение, 1987г.
4. «Первые шаги» ( Модель воспитания детей раннего возраста). Материалы Московского городского конкурса 2001- 2002г. Москва, 2002г.
5. Павлова Л. «Фольклор для маленьких». Москва, Дошкольное воспитание № 12- 2000г. 21с.