Составление творческого рассказа по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Автор: Кизилова Евгения Григорьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 38
Месторасположение: Краснодарский край, Тимашевский район, станица Роговская, Россия
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
в подготовительной к школе группе
на тему:«Составление творческого рассказа
по картине И.И. Шишкина
«Утро в сосновом бору»».
Пояснительная записка.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить необходимо развивать все стороны речи. В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят как правило, комплексный характер. Многие педагогические коллективы используют интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию (или тему) задачи, и по развитию речи, и по формированию элементарных математических представлений и изобразительной деятельности. При таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего поколения в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но здесь идет выделение части занятия, как решение только одной речевой задачи, что на мой взгляд, сужает возможности полноценной подготовки ребенка по развитию речи. И лишь незначительно повышает интерес детей к речевой работе.
Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по картине сначала воспитателя (образец), а затем, своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варианты бывают в количестве предложений или в развернутости. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее – сказуемое ), наличие слов – повторов (« ну ».., « потом ».., « вот ».., и т. д.), длительными паузами между предложениями.Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
Благое намерение педагогов воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим детям типа : « Ребята, слушайте внимательно! », « Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает…». Этого требования хватает на 30-40 секунд. За занятие воспитатель может спросить только 4-6 детей, а остальные при этом являются пассивными слушателями. Таким образом, можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине, нет. А такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.
На этом основании, позволю себе усомниться в том, что:
-
Надо обязательно заставлять детей слушать однообразные рассказы;
-
Рассказы, составленные воспитателем и детьми, должны служить примером для подражания другим детям;
-
Именно занятия по составлению рассказов, в том виде как они проводятся, могут эффективно решать задачи речевого развития, тем более формировать творческие способности.
Но трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Решить данные противоречия я постаралась в своем занятии, используя адаптированных методов развития воображения и элементов теории решения изобретательных задач (автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер 1946г).
Предоставленное занятие проводилось в подготовительной к школе группе в которой 12 человек. В группе высокий уровень развития имеет 4 человека, средний – 7 человек и низкий 1 человек. Работа в данной группе проводится по программе: воспитание и обучение в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 6-е изд, испр. и доп. – М: Мозаика – Синтез. 2011 г. Мною был выбран раздел программы – Развитие речи, а именно связная речь. Занятия по развитию речи в подготовительной группе проводятся 1 раз в неделю. Таким образом, в год проводится 36 занятий. При подготовке занятия использовалась литература: «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О. С. Ушаковой – Москва: Творческий центр Сфера, 2007г – 144с и «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине» автор Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова – Ульяновск 1997г – 74с.
Тема: Составление творческого рассказа по картине И.И. Шишкина
«Утро в сосновом бору ».
Цели:развить интерес детей к рассматриванию картин, умение составлять творческие рассказы.
Программные задачи:познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж,с содержанием картины, учить их воспринимать содержание пейзажной картины,понимать красоту природы,которую изобразил художник,учить выделять оттенки цветов как средство выразительности, развивать умение составлять описательные рассказы, обогащать словарь детей образными выражениями.
Словарная работа:дремучий,темный, мрачный, непроходимый, нетронутый,глухой,неуклюжие,забавные,играющие,симпатичные,косолапые мишки,неловкие, неповоротливые.
Материал: картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», портрет И.И.Шишкина, листы белой бумаги, фломастер синий, уменьшенные картинки объектов картины.
Предварительная работа: рассматривание картин о природе.
Методы и приемы:демонстрация, художественное слово, объяснение, пояснение, образец рассказа, игровые приемы: с подзорной трубой, кружок в котором живет, я только слышу.
Ходнепосредственно образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
Воспитатель:Удивительный мир окружает нас,ребята,это мир природы.Уметь видеть её красоту нам помогают художники.Вы уже знакомы с художником Е.И.Чарушиным.Он иллюстрировал книги о животных.Но есть художники, которые пишут картины о природе.Картины,которые они рисуют, называют пейзажами,а художников – пейзажистами. У нас в России жил замечательный художник И.И.Шишкин.(Педагог показывает детям портрет художника ). Он любил рисовать лес. Посмотрите на его портрет: крепкий,широкоплечий мужчина с бородой,чем-то напоминает могучее дерево. В народе его называли лесной богатырь,царь леса.
2. Рассматривание картины.
Воспитатель:Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом бору». (Педагог показывает картину). Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Посмотрите внимательно: Какие деревья нарисовал художник?
Дети: сосны.
Воспитатель:Правильно, это сосны.Посмотрите, какие они высокие, могучие. А как называется лес,в котором растут сосны?
Дети: сосновый бор.
Чтение стихотворения ребенком:
«Сосны до неба хотят дорасти,
Ветвями небо хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода ».
Игра с подзорной трубой.
Воспитатель:А сейчас возьмите свои листы бумаги, сверните трубочкой и посмотрите внимательно в подзорную трубу. Выберите один объект и внимательно его рассмотрите.
(Каждый ребенок рассматривает и называет только один объект, изображенный на картине.)
Дети: медвежонок сидячий на дереве, медвежонок лежащий на дереве, медвежонок смотрящий в лес, большая медведица, сосны, бугор, трава…
Игра « Кружок, в котором живет…»
(Педагог показывает белый лист бумаги на котором нарисованы круги синим фломастером.)
Воспитатель:Ребята у нас есть кружочки, давайте в наши кружочки поселим объекты, которые живут на картине. ( Каждый ребенок подходит, берет картинку с одним объектом, прикрепляет ее в тот кружок, который соответствует месту на картине. При этом, ребенок поясняет, что его объект делает на картине.)Итак, у нас все объекты оказались в кружочках.
Много интересного можно узнать о природе, рассмотрев картину. Стихотворение,которое я вам прочту, подходит к картине И.И. Шишкина:
«Сосны чуть пониже туч,
По стволам смола стекает,
И с утра на них играет
Золотой зайчонок луч.
Словно в синем море волны,
Лес шумит прохладой полный
В зелень яркую одетый,
Он хорош в разгаре лета».
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
(Широко разводим руки в стороны.Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
В гости к мишке мы идем
И друзей с собой зовем
(ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Веселыезверюшки,
Тут весёлые зайчата —
Длинноухие ребята.
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки.Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке».)
А за ними шёл медведь,
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду!»
(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)
Вот ползёт сороконожка
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползёт-переливается.
(Дети двигаются друг за другом, держа руки на поясе, или на плечах впереди стоящего)
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток — и молчок.
(Ноги на ширине плеч.Прыжки с продвижением вперёд.)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сыграть еще в одну игру, которая называется «К нам пришел волшебник. Я только слышу». Каждому необходимо, представить звуки, издаваемые объектами на картине и составить связный рассказ на тему: «Я только слышу звуки на картине». Составить рассказ « О чем говорят объекты».
Педагог предлагает детям образец рассказа:
Однажды медведица с тремя медвежатами вышли прогуляться. И пришли в сосновый лес. Два медвежонка весело играли на стволах упавших сосен и спорили кто заберется выше. А третий рассматривал вершины высоких сосен, сквозь которые пробиралось солнышко. Мама медведица внимательно смотрела за медвежатами и говорила, чтоб они были осторожны.
Затем педагог предоставляет детям возможность составить свои рассказы:
1 ребенок: Веселая семья вышла на прогулку в лес. И вдруг увидели сломанное дерево похожее на горку. Медвежата забрались на дерево. Медведица в это время пошла искать ягоды. Увидев, как высоко забрались дети начала их ругать. Тогда медвежата спустились и помогли собрать ягоды.
2 ребенок: Медвежата с мамой вышли гулять в сосновый лес. Двое из них играли в догонялки и забрались на дерево. А третий медвежонок увидел как сквозь деревья пробиралось солнце и внимательно смотрел. Мама внимательно смотрела на детишек и рассказывала как надо вести себя в лесу. Детишки, выслушав маму, договорились соблюдать все правила.
3 ребенок: В один прекрасный день, когда пели птички, вышли в лес медведи. Три медвежонка с мамой вышли играть в прятки. Один медвежонок отвернулся к тропинке и ждал, когда все спрячутся. Два медвежонка решили спрятаться на сломавшейся большой сосне. Медведица решила пойти дальше и спрятаться в кустах. Так весело и прошел их день. И т. д.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:Молодцы ребята, сегодня у нас получились интересные, творческие рассказы.
Приложение
На занятии была использована теория решения изобретательных задач Г. С. Альтшуллера.
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.»
( Г. С. Альтшуллер).
ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. Технология располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества.
На занятии были использованы игровая методика «Картинки без запинки» по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине.
Для определения состава картины проводились упражнения: с подзорной трубой, кружок в котором живет…
Игра «С подзорной трубой».
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Материал: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги для имитации подзорной трубы.
Игровое действие: выборка объектов и их название.
Игровое правило: называть только один объект.
Результат: перечисление всех объектов на картине.
Игра « Кружок, в котором живет…»
Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами и активизировать словарный запас.
Материал: картина, чистый лист бумаги (50 на 30 см), один цвет фломастера, например, синий.
Игровое действие: назвать, кто «живет» в кружочке, обозначенном воспитателем, и его за схематизировать.
Игровое правило: в кружке должен быть только один объект.
Результат: нарисованные на листе бумаги основные объекты-схемы.
Для описания картины с точки зрения восприятия изображенного различными анализаторами.
Игра «К нам пришел волшебник. Я только слышу».
Цель: учить представлять возможные звуки, передавать свои представления в законченном рассказе. Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
Материал: картина.
Игровые действия: сосредоточение на объектах картины, поиск предполагаемых вариантов звучания и слов, обозначающих эти звуки, имитация их. Составить диалоги от имени объектов.
Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине и составить связный рассказ на тему: «Я только слышу звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты».
Результат:
1 рассказ, отражающий представления слуховой памяти.
2 рассказ-фантазия «Кто о чем говорит».
В результате занятия с применением ТРИЗ у детей:
-
Снимается чувство скованности,
-
Преодолевается застенчивость,
-
Развивается воображение, речевая и общая инициатива,
-
Повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления,
-
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
Таким образом, проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, при предъявлении любой новой картины, в свой комплекс целенаправленного воздействия включает отработку мыслительных операций по анализу картины как целостной системы, так и отдельно взятого объекта на ней.
Автор: Кизилова Евгения Григорьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 38
Месторасположение: Краснодарский край, Тимашевский район, станица Роговская, Россия