Конкурсы для воспитателей ДОУ 2018 Конкурсы для педагогов 2018 учителей портал 2009

Конкурсы для педагогов, воспитателей ДОУ, учителей …



«Музыкальное развитие в семье детей 2-3 года жизни»

Участники: родители, музыкальный руководитель.

Ведущий: музыкальный руководитель.

Цель: раскрыть особенности музыкального развития детей раннего возраста

Задача: помочь родителям осознать значение музыкального воспитания ребёнка; учить родителей развивать музыкальные навыки детей, используя педагогические методы.

Ведущий:

Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать.

Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. В раннем детстве закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать музыкальные способности, приобщить детей к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от врождённых задатков, образа жизни семьи, её традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры.

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребёнку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое знакомство с музыкой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребёнок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую деятельность. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем возрасте, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребёнок ещё не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка. Это же относится и к музыкальному языку.

Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Ещё в утробе матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире.

Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание,

Моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. В целом к 6 месяцам слуховая чувствительность достигает уровня взрослых. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух — восприятие соотношения звуков по высоте.

Чувство ритма заложено в каждом ребёнке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребёнком любую музыку, а так же детские колыбельные песенки. Следует поощрять в нём желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить всё, начиная от сковородки и заканчивая бубном. Можно приобрести для ребёнка и какой-нибудь правильно настроенный инструмент, например ксилофон. И через некоторое время можно услышать сквозь беспорядочное «бум-бум» определённую мелодию, исполняемую юным музыкантом.

Наглядно-слуховой метод — основной. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

Возможно, люди прошлого были в чем-то счастливее нас. Но в одном нам, несомненно, повезло больше: у нас есть музыка. Современные проигрыватели, магнитофоны, радио позволяют нам не расставаться с музыкой никогда. Мелодии разных жанров и стилей сопровождают нашу жизнь, превращаясь в постоянного спутника, в компании которого мы взрослеем, мечтаем, влюбляемся, разочаровываемся, меняемся… Каждая новая полоса в нашей жизни имеет свое звучание — у кого-то в юности была эпоха битлов, у кого-то — эра Шопена… У кого-то вся жизнь проходит под знаком русского шансона. От чего зависит выбор? От типа личности? Это не ответ. Ведь тип личности тоже откуда-то берется. Возможно, разгадка в том, какую музыку мы слушали в те времена, когда еще не имели музыкальных пристрастий и даже не умели самостоятельно включать магнитофон. То есть в далеком детстве. Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку. Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы «Русского радио». У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков — все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным. Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще — она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии — пусть даже зачастую они самые красивые. Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир. Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор — Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество — вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий — неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Хотя, конечно, считать Моцарта только «солнечным композитором» было бы ошибкой — в его творчестве достаточно и подлинно трагических произведений. Детям же больше всего нравятся его «Маленькая ночная серенада», Турецкий марш, а также арии из опер «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро». Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям — Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» будут иметь даже больший успех, чем пьесы из «Детского альбома» и «Времен года». Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством — они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений («Времена года»), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира («Детский альбом»), либо… просто потанцевать. Надо признать, что в музыке балетов Чайковского есть нечто такое, что не может оставить равнодушной ни одну девочку, мечтающую стать балериной, — а может быть, и не только такую девочку. Замечательные мелодии можно найти и у Баха, который создал не только потрясающие трагические вещи, но и прелестную «Шутку» (из Сюиты № 2), и божественную Арию (Air) из Сюиты № 3. А еще можно дать малышам послушать увертюры Россини и вальсы Штрауса, сонатины Клементи, пьесы Бетховена, старинные марши… В принципе, в крупных музыкальных магазинах сегодня можно найти готовые диски с программами, специально составленными для детей — чаще всего это диски под маркой «Моцарт-эффект», составитель Дон Кэмпбелл. Однако родители могут и сами подобрать репертуар для своего малыша. Критериями отбора должны стать: живые (не электронные) инструменты, использованные при записи, красивая мелодия, светлый настрой и реакция самого ребенка.

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, рассказы об эпохе, когда была написана музыка, знакомство малышей с народными традициями, обрядами. Рассматривание репродукций картин, соответствующих настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребёнку настроиться на её восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребёнка на смену настроений, на изменения в звучании.

Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребёнку овладеть определёнными умениями и навыками исполнительства и творчества.

При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, способствует развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Ребенок с удовольствием стучит палочкой по металлическим пластинам. Придумывая разнообразные мелодии, так же к ним прилагаются маленькие брошюрки с простыми мелодиями. А на каждой пластинке обозначена нота. Также детское пианино, оно бывает различным: и механическим и электронным, все зависит от потребностей ребенка и ваших.

Если ребенок играет на металлофоне, следует показать ему, как нужно держать палочку. Чтобы звучание было более звонким и протяжным: слабо, свободно, не зажимая ее рукой.

Если это дудочка, покажите, как правильно дуть, как держать дудочку, в зависимости от ее вида.

Знакомьте детей и с другими музыкальными инструментами, если есть игрушечные гитары, гармошки, это только плюс в музыкальном развитии ребенка.

Дети с большим желанием занимаются музыкой. Совместные с родителями занятия музыкой являются прекрасной формой общения. Даже если вы никогда не занимались музыкой, вы легко можете создать свой оркестр, используя простой набор инструментов (погремушки, бубны, колокольчики, деревянные ложки).

Оркестр — одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей.

Музыка исполняется как на любом инструменте, которым вы владеете, если нет, то можно в записи (народный оркестр или симфонический). Дети исполняют ритмический аккомпанемент, подчёркивая характер музыки, ее ритмичность. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, развивают музыкальный слух, музыкальную память, познавательную сферы ребенка, такие как самостоятельность, дисциплинированность, формирует умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики. Даже если ваш ребёнок не станет музыкантом, согласитесь, что совсем неплохо развивать у него музыкальные способности.

Известно, что от того, как воспитывался ребёнок в первые годы жизни, во многом зависит формирование его личности. Поэтому старайтесь каждый день делать интересным и запоминающимся для ребёнка. Вместе с детьми учитесь слушать музыку, читать стихи, рассказывать сказки, играть на музыкальных инструментах в оркестре…

Детские музыкальные инструменты своими руками.

Ваш ребенок очень музыкален, но купить музыкальные инструменты не по карману? Мы предлагаем их сделать своими руками. Просто и оригинально.

МАРАКАС ИЗ БУТЫЛОК

Всегда загадочно и желанно исследование внутренностей инструментов. Чтобы удовлетворить любопытство своего чада, предлагаем сделать распространенный в Южной Америке шумовой инструмент маракас.

Настоящий маракас — это пустая тыква, внутрь которой насыпают горох. Мы сделаем маракас из небольшой пластиковой бутылки или футляра от киндер-сюрприза.

Насыпьте в футляр или в пластиковую бутылку гречневую крупу или рис, или манку (от крупы зависит степень громкости инструмента), закройте крышку и… мини-маракас готов!

В бутылку побольше можно положить горох, бубенчики, бусинки, монетки и т.д. Можно поэкспериментировать и насыпать разнообразные «звучащие» мелкие предметы в железные коробочки из-под конфет и леденцов. Тогда звук будет более звонким. Или в деревянные или картонные коробочки разного размера и объема.

Если ребенок еще совсем мал, то открывающиеся части инструмента нужно надежно заклеить, например, скотчем.

Чтобы занятия стали еще увлекательнее, можно раскрасить маракасы или наклеить аппликации и дать каждому из них свое имя.

Обязательно обратите внимание малыша, что при разных движениях получается разный звук, поиграйте с ним в игру: «Что шумит? Какой маракас играет? На что похож звук? Может быть, это кто-то идет? Или крадется? Или это дождь? Или звезды морозной ночью переговариваются?»

ТРЕЩОТКИ

Замечательный инструмент трещотки можно соорудить из двух пластиковых бутылок.

Возьмите две бутылки. Отрежьте горлышко на обеих заготовках (около 15-20 см) и нарежьте бока бутылок продольными полосками шириной 1-1,5 см и длиной около 10-15 см. Играть можно будет, удерживая инструменты за бывшие горлышки. Инструмент будет трещать, если тереть бутылки друг о друга или проводить по полоскам рукой или карандашом. Можно раскрасить трещотку маркером или наклеить аппликацию.

Конечно, для трещоток можно использовать любой другой подручный материал, например деревянные расчески, рифленые бока консервных банок, скорлупу грецких орехов, закрепленную на кончиках кусочков проволоки, собранных в букетик и т.п.

СТРУННЫЕ

Помните забавного медведя из старого детского мультфильма, который сидел на пне и дергал кору, прислушиваясь и радуясь издаваемому звуку?

Попробуем соорудить такой «однострунный» инструмент из пластикового стаканчика из-под йогурта и обыкновенной канцелярской резинки.

Все очень просто. Наденьте резинку вдоль стаканчика, чтобы ее часть оказалась сверху и посередине. Нужно, чтобы резинка плотно облегала края и не болталась. Тогда звук, когда вы дергаете за свободный отрезок резинки, получится звонкий и необычный. А если к наружной стороне дна стаканчика прикрепить шуршащую бумагу (бумагу нарежьте полосками) или подвесить колокольчик, то на одном.

КОЛОКОЛЬЧИК

Один из самых любимых инструментов детей — это колокольчик. Конечно, можно купить колокольчик в магазине (например, в зоомагазине продаются замечательные колокольчики для рыбалки). Но гораздо интереснее сделать его самому.

Возьмите пустую консервную банку (предварительно обезопасив края) или небольшой глиняный горшок для цветов, гвоздь, веревочку, молоток, гайку и бусинку. Гайка — это «язычок» нашего колокольчика. Привяжите к концу веревки гайку, проденьте бусинку и завяжите на веревочке узел. Завязывать надо так, чтобы расстояние от узла до гайки было меньше высоты банки или горшка. С помощью гвоздя и молотка пробейте в банке дырочку сверху в дне (в глиняном горшочке такая дырочка уже есть). Проденьте веревку в дырку и завяжите узел. Такой колокольчик раньше в деревнях называли «болтало» и подвешивали на шею корове.

Изготовление бубенчика потребует от вас чуть больше усердия. Вам понадобятся; кусочек жести (квадрат 4×4), ножницы, гвоздь, молоток, веревочка, бусинка или металлический шарик. Сначала нужно расчертить квадрат на четыре маленьких квадрата, а затем нарисовать и вырезать цветочек из четырех лепестков (вырезать нужно от края к центру). В середине сделайте дырочку гвоздем. Затем проденьте веревочку в отверстие и завяжите узелок на конце. Внутрь бубенчика (середина цветка) положите бусинку или шарик и загните лепестки вовнутрь, чтобы бусинка не выпадала. Теперь можно звенеть и радовать окружающих своей музыкой.

Инструмент, на котором можно сыграть уже целую мелодию, мы сделаем из стеклянных бутылочек. Бутылочки можно взять из-под молока, кефира или воды. Назовем это «музыкально-воздушным» ксилофоном. Если под определенным углом подуть в горлышко получится звук, который можно спеть нотой. Если собрать много разных по объему и, по размеру горлышка бутылочек, то можно выстроить звукоряд мажора или минора. В эти же бутылочки можно налить воду и играть, ударяя по ним палочкой.

Музыкальные бокалы были популярны в XVIII и XIX столетиях. Вы удивитесь, но для этого музыкального инструмента писали музыку Моцарт, Гайдн, Франклин и др. Хрустальные бокалы или бокалы из простого тонкого стекла помещали один внутрь другого и извлекали звук путем простого прикосновения. Вы можете сделать свой набор музыкальных бокалов. Нужно налить воду в фужеры (необходимо разное количество воды, чтобы выстроить звукоряд) и играть с помощью палочки или проводя мокрым пальцем вокруг ободка. Будет здорово, если вы добавите в каждый бокал немного пищевого красителя разного цвета.

МУЗЫКА ВЕТРА

Знаете ли вы, что некоторые музыкальные инструменты могут звучать без участия человека? Эта так называемая «музыка природы» может быть исполнена на «эоловой арфе». Они были популярны в Центральной Европе в XIX веке. Их название происходит от имени древнегреческого бога ветра Эола. Арфа состоит из струн одинаковой длины, но разной по толщине, натянутых на деревянный корпус. Ветер, попадая в струны, заставляет их звучать, рождая неповторимую и загадочную музыку.

Можно попробовать самому сделать «поющие» трубы. Такая разновидность музыкального инструмента популярна в странах Востока, в Китае и Японии. Трубы подвешивают на улице, и когда ветер задувает в них, раздается успокаивающий тихий звук. Возьмите небольшую полую трубу, морскую раковину, бутылку или обыкновенный ключик с отверстием, подвесьте их на улице и наслаждайтесь «музыкой ветра».

Шарик-пищалка — известный всем инструмент из детства. Предлагаем сделать его самим. Нужно взять картонную трубочку от катушки ниток, лопнувший воздушный шарик, нитку или скотч, ножницы и ПВА. Из шарика вырежьте небольшую полосочку и приклейте ее сверху на конец трубочки так, чтобы остались небольшие промежутки по краям отверстия. Закрепите полоску ниткой или скотчем и подуйте в открытый конец катушки.

Изготовление музыкальных инструментов своими руками — занятие полезное и увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте, насыпайте, наливайте, пришивайте, экспериментируйте… Главное — делайте музыку вместе, тогда она и малышу, и вам будет приносить отличное творческое настроение!

Автор: Криволапова Татьяна Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г.Шебекино Белгородской области»
Месторасположение: город Шебекино, Белгородская область

Рекомендуем: