Прочитав много литературы по музыкальному воспитанию детей и из собственного опыта, я поняла, что одним из эффективных приёмов развития музыкальных способностей детей, является передача характера музыки в движении. Дети, слушая музыку, имеют возможность передавать её особенности в движениях (темп, динамику, ритмический рисунок, акцент, звуковысотность, фразу).
«Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела» — писал профессор В.В. Медушевский.
Поэтому развитие музыкальных способностей посредством музыкально-ритмических движений я считаю одной из главных задач в моей работе.
Швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз особенно подчёркивал значение музыкально-ритмических движений для детей, так как движения являются биологической потребностью их организма. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления — вот основной девиз, который я ставлю перед разучиванием музыкально-ритмических движений.
Движение под музыку — значительно более доступный и ранний вид музыкальной деятельности, так как дети уже в раннем возрасте слушание музыки, подпевание совершенно непосредственно сопровождают теми или другими двигательными реакциями.
Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а так же невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Переживание ритма, а следовательно и восприятие музыки — это активный процесс.
Восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом, оно всегда слухо-двигательный процесс.
Звучащая музыка вызывает яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движений. Радость, которую приносит детям музыка, — это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир эмоций и звучащих образов. Войти в это притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребёнку музыка.
Через музыкально-ритмические движения все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.
Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Но основными носителями смысла в музыке Борис Михайлович Теплов называет звуковысотные и ритмические движения, так как высота и длительность — основные компоненты мелодии. А так как любая мелодия складывается из музыкальных звуков, то и свойства звуков составляют основу развития музыкальных способностей.
В начале года я обязательно планирую с детьми беседу о свойствах музыкального звука. Перед тем как говорить о свойствах музыкального звука, мы с детьми определяем, что все окружающие нас звуки можно разделить на две основные группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Подчёркиваю, что только музыкальный звук обладает высотой, и именно высота звука отличает шумовой звук от музыкального. Проводя эти беседы, я использую пособия: «Музыка» Тютюнниковой Т.Э., «Забавное сольфеджио» абеляна, аудиокассеты с записью шумовых звуков. Знакомя детей с разными группами музыкальных инструментов, мы определяем, что музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Но есть такие ударные инструменты, из которых извлекаются шумовые звуки: это барабан, бубен, треугольник, т. е. на них нельзя сыграть мелодию. Прослушивая в аудиозаписи музыкальные произведения в исполнении различных инструментов, мы говорим о том, что помимо того, что каждый инструмент имеет свою окраску (тембр), он так же имеет свою высоту звучания (так, например, если сравнивать звучание скрипки, виолончели, контрабаса).
Развитию звуковысотного слуха способствует зрительная и слуховая наблюдательность во взаимосвязи со словом. Поэтому в своей работе я пользуюсь таким пособием, как «Музыкальный букварь» под редакцией Ветлугиной, где каждая попевка является примером связи зрительного, двигательного, слухового восприятия музыки. Развитие звуковысотного слуха требует постоянной работы с детьм, поэтому используя игровые формы, наглядность: музыкальные лесенки, фланелеграф, на котором выкладываются кружочки по направлению мелодии, бубенчики, пособия из «Музыкального букваря» — «птенчики», «качели» и т. д. — поддерживаю интерес у детей. Только игровая форма занятий, занимательность помогает без особых затруднений усвоить многие, достаточно сложные музыкальные понятия, представления (высота, длительность звуков).
Знакомя детей с высотой звука, я обязательно даю им понятие «регистр». Когда дети подходят к фортепиано, я им показываю три регистра, которые располагаются на клавиатуре фортепиано. Дети с лёгкостью определяют по звукам, какие «звери» могли бы жить в каждом регистре и правильно называют эти регистры: низкий, средний, высокий.
Музыкально-ритмическая деятельность условно делится на две группы действий: восприятие музыки и воспроизведение её выразительных свойств в движении, поэтому я начинаю работу с прослушивания музыки. Слушая такие музыкальные произведения, как: «Как у наших у ворот», «Ах, ты берёза» — дети младшей и средней групп без затруднения могут определить, где пляшут мишки, где птички, где ребятишки. Если детям одеть маски или дать им в руки игрушки, то они выполняют движения, соответствующие своему регистру. Используя на слушании музыкально-дидактические игры: «Чей это марш?» Левдокимова, «Три марша» Кабалевского — дети, используя карточки, определяют высокий, средний и нижний регистр, т. е. у них развивается звуко-высотный слух. Затем я провожу эти же игры в форме подвижных, где есть элемент соревнования. Дети строятся в три колонны: 1 колонна — дети, 2 колонна — солдаты, 3 колонна — игрушечные солдатики. Каждая группа детей марширует на свой регистр. С окончанием музыки, дети останавливаются там, где закончилась музыка. После определённого сигнала дети строятся на своих местах. Элемент соревнования придаёт интерес игре, дети с лёгкостью усваивают понятия «регистр» и «звуковысотность».
Ещё в 360 году церковный деятель, философ Василий Великий писал: «Насильное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих». Это особенно к детям, так как для них игра — основной вид деятельности. Планируя игры из картотеки, я использую их как на занятиях, так и на вечерах развлечений.
Так, в младшей и средней группах, использую такие игры, как: «Весёлые зверята», «Три медведя», «Медведь, заяц и лиса» (сборник «Большой хоровод» автор Зимина А.Н.). В старшей и подготовительной группах, такие игры, как: «Зайцы и лисицы», «Весёлые матрёшки», «Козлята и волк», «Грибы», «Верные друзья» (сборник «Большой хоровод» Зиминой А.Н.).
С большим удовольствием дети младшей и средней группы играют в такие музыкально-дидактические игры, как: «Птица и птенчики», «Ну-ка, угадайка», так как здесь есть элемент «догонялок», а это одна из любимых игр детей.
В старшей и подготовительной группах, развивая звуковысотный слух, я использую игру на музыкальных инструментах. Так, например: треугольники играют в высоком регистре, бубны — в среднем регистре, ложки — в низком регистре.
Систематически работая над развитием звуковысотного слуха у детей, я поняла, что они легко усваивают тот материал, который я им предлагала на занятиях: «Певучая пляска» (р.н.м), «Игра в прятки» (р.н.м.), «Игра с колокольчиком» Ломовой, танец «Гуляем и пляшем» М. Раухвергера, игра «Птицы и машины» Ломовой, танец «Хло-хлоп» (эст.н.м.) и многие другие.
Во всех этих произведениях ярко выражена смена регистров. Дети, имея опыт по восприятию музыки, её регистровых изменений, без особых усилий справляются с поставленными задачами.
Чувство ритма — третья музыкальная способность, формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям «как бы пропустить музыку через себя». Известный психолог Теплов отмечает: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая, как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях».
Швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз перед ритмикой, прежде всего, ставил развитие музыкальных способностей. Чувство ритма есть у каждого ребёнка, но его нужно выявить и развить. Поэтому я начинаю работу по развитию ритмического слуха уже с самыми маленькими детьми, 1,5 — 2 года. В этом возрасте все виды деятельности сопровождаются двигательными реакциями. Так, подпевая песню «Да-да-да» Тиличеевой, «Ладушки-ладошки» Иорданского — дети сопровождают их ритмическими действиями.
Игра — основной вид деятельности детей, поэтому игровые приёмы стали основными в моей работе. Наиболее благоприятной почвой для развития ритмического чувства оказались игры с музыкальными игрушками, такие как: «Бубен» Фрида, «Бубен» Красева, «Треугольник» Шутенко. Большой интерес у детей к этим инструментам рождает у них желание действовать с ними, т. е. звенеть, ударять по ним. Музыка организует эти действия, способствует передаче определенного ритмического рисунка. Для совершенствования чувства ритма использую народные мелодии, которые дети сопровождают игрой на ложках («Стукалка» укр.н.м., «Сапожки», «Ах, вы сени», «Пойду ль я», «Ах, ты берёзка», «Как у наших у ворот» — русские народные мелодии). Дети слышат разный ритмический рисунок и ударами ложек отображают четверти и восьмые в музыке. Очень люблю давать детям музыкально-дидактические игры: «Кукла шагает и бегает», «Что делает мишка?» — где дети различают ритмический рисунок марша и бега.
Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность — бывают долгими и короткими. Я рассказываю детям, что любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки будут одинаковы по длительности (привожу примеры). Длительность — одна из важных особенностей звука. Детям показываю ритмические рисунки попевок из «Музыкального букваря» и рассказываю, что чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок. Дети пропевают по «нитке» длинные и короткие звуки, прохлопывают свои имена, используя при этом звучащие жесты: короткие звуки — хлопки в ладоши, длинные звуки — хлопки по коленям.
На музыкальных занятиях я обязательно использую такие методы, как: прохлопывание ритмического рисунка, прошу отметить хлопком начало и конец музыкальной фразы, сильной доли. Использую приём «Эхо» — «Упражнение с кубиками» Соснина, игру «Бери флажок» (венг.н.м.)
Воспитатели и родители также оказывают мне посильную помощь в моей работе. Изготавливают самодельные ударные инструменты (погремушки, маракасы). Эти инструменты находятся в музыкальных уголках на группах. Изготавливают музыкально-дидактические игры. Такие, как: «Ритмическое лото», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Узнай музыкальный инструмент».
Хочется сказать и о трудностях в работе. Самая главная трудность — не всегда успеваешь сделать то, что запланировала, так как подготовка к праздникам требует особых усилий, а так хочется заниматься с детьми нашим прямым делом — развивать музыкальные способности детей. Хотя с другой стороны, когда видишь, как дети музыкально выполняют движения на праздниках, становится радостно от мысли, что не напрасно занимаешься развитием музыкальных способностей детей.
Музыкально-ритмические движения — это синтетический вид деятельности, они развивают музыкальный слух, двигательные способности, и т. п., т. е. являются очень важным и необходимым видом деятельности в детском саду.
Библиография
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1994
Алиев Л.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. — Воронеж, 1998
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. — М. 2000
Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей. — М., 1998
Кладницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей — М., 2000
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. — М., 1999
Федорова Г.П. «Поиграем-потанцуем». — Спб., 1997
Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 2000
Автор: Нарышкина Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №3»
Месторасположение: г. Шатура, Московская область