X
  • On 02.10.2015
Categories Времена годаГруппы в детском садуДетский садДетский садКонкурсыкруглый годЛогопедуЛучшая авторская публикацияМетодические разработки для специалистов ДОУПодготовительная группа

Занятие логопеда. Театрально-игровая деятельность, как средство коррекции речевых нарушений и развитие творческих способностей.

Введение

« Для детей дошкольников,
страдающих различными нарушениями речи,
игровая деятельность сохраняет свое значение и роль,
как необходимое условие всестороннего
развития их личности и интеллекта»

Одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами нашего дошкольного учреждения – это повышение эффективности коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, компонентами которого являются недостаточный уровень развития словарного запаса, несформированность фонематического слуха, грамматических категорий, навыков связной речи и, как следствие, — низкая речевая активность ребенка.
По мнению Л. С. Выготского, ограниченные речевые возможности ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей.
Современные методики в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства. В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с различными отклонениями. Одним из главных методических средств для решения комплекса психокоррекционных задач нами была выбрана театрализованная деятельность.
Учитывая, что коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую, предметом исследования мы определили развитие речевых, коммуникативных навыков детей с нарушениями речи в играх-драматизациях (театрализованной деятельности).
Л. С. Выготский рассматривал игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни самих детей.
Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых, ребенок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации. Игра является ведущей деятельностью, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают и получают развитие основные психические преобразования, присущие каждому конкретному возрасту.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребенок требует особого внимания взрослых. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Но игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии.

  1. Специфика игровой театрализованной деятельности у дошкольников с нарушением речи.

Нарушение речи — это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов в речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории, расстройство речи представляет собой нарушение вербальной коммуникации. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушения адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формирование личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно. Очень хочется видеть своих детей с красивой правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире. Поэтому логопедическое воздействие на речь нужно начинать как можно раньше, именно с игровой деятельности. Исходя из этого, я приняла решение связать логопедическую работу с привлечением театрализованной деятельности, игр, театральных средств, атрибутов и их элементов.

Цель использования театральной деятельности на логопедических занятияхсоздание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов

Задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации.
  • Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Я считаю использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах — оптимальным решением. Сам термин “оптимизация” имеет значение:

“ОПТИМИЗАЦИЯ — в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных”.

Я думаю, что в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), этим вариантом и будет театрализованная деятельность.

Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются — плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога). Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Поэтому на логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков мы стали использовать театрализованную деятельность. Главной целью для нас является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

  1. Театрализованная деятельность в логопедической группе.

В нашем детском саду мы используем различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок исполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Давайте представим нашу работу в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка — это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.

С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (т.к. от выбора произведения зависит успех постановки), но, в то же время, самый простой шаг — ведь существует “Программа …”, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.

Этапы работы:

(привожу на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)

  • 1. ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей — обязательно считаясь с личными пожеланиями.
  • 2. обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья)
  • 3. разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
  • 4. изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.
  • 5. подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению ( под бубен выходит петух, а под колокольчик — коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)
  • 6. репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент — общая игра-драматизация)

Направления:

  • Физкультурный руководитель — физические характеристики героев (пластичность, походка, общая координация) закрепляемые в подвижных играх.
  • Музыкальный руководитель — работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев); подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков; ритмические упражнения с переключением внимания (“как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в …..”); прослушивание с детьми мелодий и обучение их самостоятельному музыкальному сопровождению.
  • Воспитатель – это прежде всего чтение худ.литературы; обогащение словаря; ИЗО –деятельность( цвета, формы, тактильные ощущения, лепка и рисование, аппликация и вырывание по контуру из бумаги); развитие мелкой моторики ( пальчиковые игры и речь с движением- это ведь как спектакль в миниатюре)

И, наконец, самое глобальное направление работы, логопедическое:

  • артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: “ покажите, как волк скалит клыки”, “как дышит собачка, высунув широкий язычок”)
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности ( в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний)
  • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”, совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
  • Коррекционно-развивающие игры на:

— развитие памяти с расширением словарного запаса — “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки — припомнили отгадки, провели “ 4-й лишний” по отгадкам;

— слуховое восприятие — “узнай по описанию героя сказки”, “ нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы;

— логическое мышление “что сначала, что потом” (коза или козлёнок);

— ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов “коза-козлёнок, петух — …”;

— грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

— звуко-слоговую структуру (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса”) ;

-воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; “ продолжи красиво ….”, “капельки росы сверкают на солнце, как….”;

-развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)

— лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)

  • упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы ( т.е. психогимнастика на материале любой лексической темы: “ты – козлёнок, заблудившийся в лесу”, “ покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись”, “ разбили любимую чашку».
  • театральные этюды ( схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”)
  • игры — драматизации (в них главное — свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)

Для детей это, прежде всего игра. И, если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне)

Сказки подбираются по количеству участников с учетом структуры дефекта. Очень часто вводим в знакомые сказки новых героев, обеспечивая вовлечение большего количества детей. Иногда по мотивам хорошо знакомых сказок «сочиняем» свои.

Умелое использование театрализованных игр на этапе автоматизации звуков позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.

Для работы с детьми по данной проблеме был создан план, при составлении которого использовала знания психолого- педагогического характера, возрастные особенности дошкольников. В планировании использовала принцип усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Была подобрана диагностическая методика для определения результативности усвояемого материала. Результаты показывают, что проводимая коррекционно- развивающая работа по развитию речевой системы в целом, способствовала устранению речевых недостатков, позволило проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности и взаимодействие в коллективе.

  1. Создание предметно-развивающей среды как фактора управления

качеством условий логопедической работы в детском саду

Огромное значение для хороших результатов имеет развивающая среда в детском саду — это чрезвычайно важные условия для успешной работы по речевому развитию. У нас функционирует уголок театральной деятельности. Вместе с детьми рисовали, клеили элементы для настольного театра. На занятиях ведется использование пальчиковых игр. Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды кабинета учителя-логопеда. Для создания коррекционно-развивающего пространства необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

На логопедических занятиях используется следующее оборудование:

? настольная и напольная ширмы;

? декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);

? плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки

персонажей сказок;

? рукавички с изображением мордочек животных;

? наборы кукол для пальчикового театра;

? маски и костюмы персонажей сказок;

? игрушечные персонажи.

Мой кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для индивидуальных занятий с детьми. Подгрупповые занятия

проводятся в помещении группы.

На индивидуальных занятиях я провожу логопедический массаж лица,

губ, языка, артикуляционную гимнастику, коррекцию звукопроизношения с

включением театральных игр.

В логопедическом кабинете (в игровой зоне) дети играют в игры с

вертушками, дуют на различные легкие предметы: перышки, ватные шарики,

листочки, свистульки; надувают воздушные шарики. Эти упражнения

способствуют развитию правильного дыхания, отрабатывают силу воздушной струи, что необходимо для подготовки органов артикуляции к правильному произношению звуков. Для развития мелкой моторики рук собирают бусы, мозаики, пазлы, играют с кубиками, пирамидками, шнуровками.

  1. Взаимодействие с детьми и педагогами

Технология взаимодействия с детьми предполагает как подгрупповые, так и индивидуальные формы организации работы.

Подгрупповые формы организации работы.

Содержание подгрупповых занятий нацелено на развитие связной

(монологической и диалогической) речи детей. Для решения этой задачи

мною предусмотрена работа по расширению словарного запаса,

совершенствованию грамматического строя речи, практическому овладению

формами словоизменения и способами словообразования

Театрализованным занятиям, включающим игры, практические задания

предшествует, предварительная работа с детьми, где предусмотрено

разучивание стихов, движений, рассматривание картин, наблюдения,

посещение кукольного театра, проводимое мною совместно с сотрудниками

учреждения в начале учебного года – беседы, практическое знакомство с

правилами поведения в театре, театральным искусством, актерской работой.

Индивидуальные формы организации работы.

Одной из индивидуальных форм организации взаимодействия с детьми

является мониторинг речевого развития детей, который осуществляется 3

раза в год (в начале, середине и конце учебного года). Результаты,

полученные в процессе диагностики всех структурных компонентов речи,

заносятся в речевые карты на каждого ребенка .

На индивидуальных занятиях мною проводится работа по развитию

артикуляционной и мелкой моторики рук, постановке, автоматизации и

дифференциации звуков, постановке речевого дыхания, развитию

фонематических процессов, а также работа с детьми над ролью с целью

вживания в роль (над выразительностью речи, движениями, созданием

образа героя).

Для коррекции выявленных недостатков речи разработала специальный комплекс игровых упражнений, доступных этим дошкольникам и опирающихся на их ведущий вид деятельности. В комплекс вошли такие коррекционо-развивающие упражнения:

«Недоверчивая кукла»- обучает комментировать свои игровые действия, совершенствует навыки действий.

« Что дальше» — развитие способности к сюжетосложению. Это оказывает положительное влияние не только на способность к сюжетосложению, но и на развитие памяти и внимания, которые при речевых нарушения часто бывают несовершенными.

«Что на кого похоже?» — формирование способности к использованию в игре предметов- заменителей.

«Мостики» — развитие способности к коммуникации с партнером в процессе игры, формирование чувства ответственности, симпатии в игре, развитие воображения.

Представленные мною игровые упражнения в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, показали, что они не только доступны таким дошкольникам, но и вызывают интерес. Поэтому детей с нарушениями речи, в отличие от их нормально развивающихся сверстников, следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, чтобы способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствовать фонетический и грамматический строй, обогащать словарный запас.

Успешность и результативность работы по коррекции речи детей зависит прежде всего от сотрудничества всех педагогов дошкольного учреждения. В проведении занятий по театрализованной деятельности принимают активное участие воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, руководитель по изодеятельности. Особая заслуга принадлежит музыкальному руководителю в подборе музыкальных произведений и в предоставлении музыкальных инструментов; воспитателю – в постановке спектакля; руководителю по изодеятельности – в изготовлении декораций.

5.Результативность работы по использованию театрализованных игр

в коррекции речевых и неречевых процессов у детей с речевыми нарушениями

Опыт работы по данному направлению показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на развитие речевых

способностей у детей. С целью определения речевых умений через

театрализованную деятельность использовала различные формы

диагностики.

В процессе проведенной работы у детей улучшается настроение,

появляется уверенность в себе. Приобретенные умения в театрализованных

играх дети переносят в повседневную жизнь – это и стихи, и песни, и танцы.

Дети знают много стихов, сказок, умеют придумывать загадки, эмоционально

и выразительно могут импровизировать с отдельно взятыми или

предложенными им предметами. Таким образом, основная часть детей умеет

общаться друг с другом по поводу подготовки к театрализованной игре или

игре — драматизации, адекватно себя ведут и эмоционально реагируют на

игры. Но есть в группе дети, которые боятся принимать участие в групповой

деятельности. В таком случае необходимо использовать кукольный театр,

театр игрушек, настольный театр и тогда ребенку будет легче преодолеть

неуверенность. Использование театрализованных игр как средства коррекции

речевых и неречевых процессов у детей с речевой патологией оказывает

положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения,

повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается

значительное повышение речевой активности, использование различных

типов коммуникативных высказываний (обращение — побуждение,

обращение — вопрос, обращение — сообщение);

усвоение способов невербального (неречевого) общения: овладение

смысловым аспектом мимики, жестов, использование их в практике

общения; развитие диалогической связной речи.

К концу учебного года дети называют основные средства коррекции

речи (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чтение стихов,

выполнение домашних заданий), хорошо владеют комплексом

артикуляционной гимнастики, показывают пальчиковые гимнастики, эмо-

циональное состояние героев мимическими и пантомимическими

средствами, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с разными

интонациями и разной силой голоса, выразительно читают наизусть

стихотворный текст, четко произносят в разных темпах скороговорки,

двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке, а также создают

пластические импровизации под музыку различного характера.

Все вышесказанное свидетельствует об эффективности использования

театрализованных игр в коррекции речевых и неречевых процессов у детей с

речевыми нарушениями.

Заключение

Над данной темой я работаю больше года. По диагностике уже можно увидеть некоторые результаты, а самый важный — уровень развития речи, уровень общей культуры. А для этого создала театрально- игровую среду, различные виды театра: настольный и пальчиковый, на фланелеграфе, ширмы, костюмы, маски. Проходит тесная работа с семьей (участие в совместных с детьми мероприятиях, праздников, разучивание текстов.) Только при правильном постоянном воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, воспитатели, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.

Таким образом, искусство театра, те­атрализованная деятельность дошкольников являются эф­фективным средством коррек­ции коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с ЗРР и может быть рекомен­дована в работе не только с детьми, имеющими отклоне­ния, но и с детьми с норма­тивным развитием.

Список используемой литературы

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
  3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331

с.

  1. Вельмискина Н.Я. Комплексные занятия по развитию речи,

основанные на сюжетах знакомых сказок // Логопедия. 2007. №1. с.91 –

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.

  1. Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с

общим недоразвитием речи на материале сказок // Логопедия. 2008.

№4. с.32 – 42.

  1. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям //

Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992.

  1. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999.
  2. Жога Л.Н. Театрализованная деятельность как средство коррекции

речевых нарушений в условиях специального детского сада //

Логопедия. 2007. №4. с.46 – 75.

  1. Жулина Е.В. Значение театрализованной деятельности и среды в

психическом развитии дошкольников с недостатками речи //

Логопедия. 2008. №5. с.111 – 119.

  1. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М.,
  2. Линчук Л.А. Театрально – игровая деятельность в системе

логопедической работы // Логопедия. 2007. №6. с.84 – 93.

  1. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском

саду. М., 2007.

  1. Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении

общего недоразвития речи у дошкольников // Логопедия. 2006. №3.

с.44 – 51.

  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и

коррекционные программы. М., 1995.

  1. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.
  2. Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
  3. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности

дошкольников и младших школьников. М., 2001.

  1. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988.
  2. Шильгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.
  3. Шорохова О.А. Использование сказкотерапии в работе с младшими

дошкольниками // Логопедия. 2006. №5. с.16 – 22

Название: Занятие логопеда. Театрально-игровая деятельность, как средство коррекции речевых
нарушений и развитие творческих способностей.

Автор: Чалдина Наталья Петровна
Должность: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»
Месторасположение: Кемеровская область, город Юрга