Эссе на тему: «Каким я вижу эстетическое воспитание дошкольного возраста»
Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие — в большей, но обязательно все! К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы — тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научаться выращивать таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны.
Вот поэтому я хотела говорить об актуальности эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание — далеко не новый предмет исследования. Проблема эстетического воспитания вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Именно, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Именно эстетическое воспитание в свою очередь является частью всестороннего воспитания и развития творческих способностей детей.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Изобразительная деятельность — это важнейшее средство эстетического воспитания, которое имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. Проработав некоторое время в детском саду, я увидела, что серьезную проблему вызывает художественно — эстетическое восприятие. И на мой взгляд, это связанно с тем, что детей редко водят в музеи, театры и т.п., а большее время уделяют телевизору и компьютеру. Поэтому работая по теме «Эстетическое воспитание в изобразительной деятельности», я решила направить свою работу на формирование художественно- эстетического восприятия у детей средствами не традиционных техник рисования. Так как изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально — положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Формируется нравственно — волевые качества, потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно заниматься, преодолевать трудности. Мой опыт показывает, что дети с радостью и воодушевлением осваивают новые нетрадиционные техники рисования. Но увлеченность и интерес не рождаются сами. Они воспитываются педагогом. Недаром французский просветитель писал: «Страна, в которой учили бы рисовать, так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерстве».
Дошкольное детство — благодатное время для выращивания дерева добра и красоты. Изобразительное искусство помогает ребенку научиться видеть красоту и доброту в окружающем мире. Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
Автор:
Должность:
Место работы:
Месторасположение: