Статья: Логопедические распевки на музыкальных занятиях

Автор: Чепчугова Ирина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ Детский Сад № 28
Месторасположение: г. Томск, Россия


«Логопедические распевки». Давайте вспомним, дорогие взрослые, какое удовольствие мы испытывали в детстве, когда держали крепко за руку маму и папу, прыгая с ноги на ногу, на весь лес распевали, а может быть, «раскрикивали» песенку: «Куда идем мы с пятачком». Всем нам известно, какое блаженство доставляет малышам проговаривание «дикой абракадабры», непонятной для взрослых. Малышу кажется, что он сочинил свой собственный язык. Он ходит по комнате и таинственно бормочет что-то вроде:

Карамба, морамба

Фирите, жмурите,

Троль-коле, траль-врале,

Бум!

В сочетании этих звуков, маленьких детей привлекает, с одной стороны, удивительная ритмичность, четкость, чередование слов-слогов, под которые можно прыгать, ходить, играть в мяч, кричать и выплескивать эмоции. С другой стороны, в этом занятии ребенка привлекает возможность, насладиться музыкой звуков, испытать радость победы над трудными для чередования и для быстрого произношения звуками, над плохо слушающимся языком. Чтобы язычок научился слушаться, нужны, конечно же, скороговорки и чистоговорки.

Скороговорки необходимы для того, чтобы научить детей правильно говорить. Чистоговорки учат детей говорить «чисто», поэтому в их основе лежат повторяющиеся слоги. Они используются в логопедии, чтобы автоматизировать звук, или научить язык выполнять правильные движения. Чистоговорки, переложенные на музыку, составляют основное содержание моих занятий. В логопедии есть особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными, и наконец, поставленные звуки «дифференцируются». На своих занятиях я использую материал, предложенный Татьяной Овчиниковой. Его я разделила на 3 группы:

· гласные и слоги

· скороговорки и чистоговорки

· проговаривание стихотворений и песен

Первая группа:

ГЛАСНЫЕ, СЛОГИ:

А-У, А-О, А-И, А-И, А-О-У-И-Э, А-О-У-И-Э;

СА-СО-СУ-СИ-СЭ

СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЭ

Пропеваем гласные звуки, постепенно увеличивая их количество (2,3,4 звука на одном выдохе) петь слитно, отрывисто. После получения полноценного устойчивого звука голоса перехожу к пропеванию слогов, затем музыкальных фраз и маленьких песенок.

Вторая группа:

скороговорки и чистоговорки

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

Говорили про Прополукарпенко. Про какого Прополукарпенко?

Про Прополукарпенко, Прополукарпенко твоего.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Портной Пото игал в лото,

А портниха Пото не знала про то,

Что портной Пото ирал в лото.

А портной Пото не знал про то,

Что портниха Пото не знает про то,

Что портной Пото играет в лото.

Про Таню

Ша-ша-ша-ша

Наша Таня хороша.

Шо-шо-шо-шо,

И поет хорошо.

Шу-шу-шу-шу

Поет песнб малышу

Ши-ши-ши-ши

Любят песни малыши.

Ежик

Жа-жа-жа-жа

есть иголки у ежа

Жи-жи-жи-жи

Но не шьют, увы, ежи

Жу-жу-жу-жу

Нитки не нужны ежу

Же-же-же-же

Это песня о еже

Свеча

Ча-ча-ча-ча

На столе горит свеча

Чо-чо-чо-чо

Ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу

Я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи

Пламя сдую у свечи.

В Дождик

Ща-ща-ща,

В дождь я мокну без плаща.

Щу-щу-щу,

Зонтик я себе ищу.

Ще-ще-ще

Буду я ходить в плаще.

Щё-щё-щё

И в сапожках ещё.

Третья группа:

Проговоаривание стихотворений и песен

· Лиса

· Жуки

· Гуси

· Цыплята

· Печка (показать видео)

Работая над песенкой «ГУСИ» даю детям задание: прослушать ее в исполнении, рассказать о чем в ней поется, затем прохлопать ритм в ладоши (расслабленно, активно, громко, тихо).Проговориваем текст песни в ритме. Следить нужно, чтобы дети активно открывали рот при пропевании слогов га-га-га.

Песня «ЛИСА». В этой песне нужно следит, чтобы звучало СА, не смягченное СЯ (выполнять с артикуляционными жестами). Простучать ритмоблоки.

ЖУКИ В этой песенке мы работаем над артикуляцией, метром, ритмическим рисунком. Добиваться, чтобы выразительно ее исполняли.

Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагаю сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями. Приведу несколько примеров.

Ребенок произносит только гласные, я усложняю речевую задачу и добиваюсь, чтобы гласные были произнесены: слитно, отрывисто, громко, тихо, в разном темпе (ласково, сердито, энергично)

КОЛЫБЕЛЬНАЯ НА (А)

Ребенок. Педагог

а-а-а, а-а-а, а-а-а Уж давно взошла луна

а-а-а, а-а-а, а-а-а Моей дочке спать пора.

а-а-а, а-а-а, а-а-а Засыпай, моя краса,

а-а-а, а-а-а, а-а-а Спи спокойно до утра.

ПЕСЕНКА НА (О)

Ребенок Педагог

о-о-о-о о.о.о. Ах, как солнце высоко,

о-о-о-о о.о.о. А идти так далеко.

о-о-о-о о.о.о. И устали мы давно

о-о-о-о о.о.о. Идти в гору нелегко.

ПЛАЧ — (У), (А)

Ребенок. Педагог.

уа, уа Ах, ка девочка мала,

уа, уа Любит петь она с утра.

уа, уа Подпеваю ей сама,

уа, уа Говорить нам с ней пора

Правила, которые я использую на своих занятия:

Правило первое: Разучивание песенки необходимо начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, протопыванием, щелканием и другими ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, это является основным условием занятий, которая учит координоровать движения и речь, а также говорить без запинок.

Правило второе «Танцующие руки». На занятиях дети никогда не сидят, ведь так трудно выполнить все требования педогога: прижать спину к спинке стула, поставить ноги вместе, а руки положить на колени. Дети поют стоя, при этом их руки «танцуют» в соответсвии с характером, темпом и динамикой песенки.

Подведя итог, следует отметить следующее: совместная работа логопеда и музыкального руководителя необходима и актуальна; сотрудничество двух узких специалистов способствует развитию чувства ритма и темпа, синхронизации движений с музыкой и речью, развиваются певческие навыки, выразительность исполнения, имитационно-подражательные выразительные движения под музыку.

Таким образом, совместные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой, развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

В результате совместного взаимодействия решаются важнейшие педагогические задачи: развивают у дошкольников коммуникативные навыки, формируют монологическую и диалогическую формы речи, у детей пополняется словарь, развивется артикуляция, грамматический строй речи, развивается голос, фонематический слух, мимика, речевое дыхание, и конечно, мелкая моторика.



Опубликовано в разделах:



Facebook
Twitter
VK
OK
WhatsApp


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *