Автор: Кораблева Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №33 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития детей»
Месторасположение: город Орел
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с использованием логических игр и упражнений.
Обучающие задачи:
— Упражнять в счете в пределах 10,умении ориентироваться в пространстве.
— Закрепить умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой, упражнять в навыках измерительной деятельности.
— Закрепить знания детей о геометрических фигурах, представления о свойствах предметов.
— Составлять геометрические фигуры из блоков Дьенеша ,устанавливать сходства и различия геом.фигур.
— Совершенствовать навыки работы с палочками Кюизенера, упражнять в играх с понятием счета и измерения, обозначения числа цветом и размером.
Развивающие задачи:
— Развивать зрительную память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
— Развивать навык самооценки и самоконтроля, развивать умение детей следовать заданному алгоритму,точно выполнять словесную инструкцию.
— Развивать умение вести диалог, активизируя свой личностный опыт.
— Развивать умение работать в группе, парами и индивидуально, осознавая конечный результат деятельности.
— Развивать способность к формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать интерес к математическим знаниям.
— Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
— Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
— Воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам.
Оборудование:
Магнитофон, диск с инструментальной классической музыкой, мультимедиа. Демонстрационный материал : игра «Кораблик Плюх-Плюх«,план-карта.«Раздаточный материал для игр»: «Назови код», «Море волнуется», «Рыбалка». Карточки с физминутками, смайлики, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, золотая рыбка, сундук.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с подводным миром, чтение художественной литературы. Решение задач на занятиях по математике. Рисование разнообразных домов, транспорта,конструирование по чертежам-рисункам разнообразных предметов. Игры с логическими блоками Дьёныша и палочками Кюизенера, игры В.Воскобовича.
Ход занятия: Сегодня мне пришло сообщение от морских обитателей. Царь морей, Нептун ,спрятал золотую рыбку. Не хочет он, чтобы она исполняла желания людей. Люди стали плохо относиться к морям и океанам, загрязнять их, забирать много морских ресурсов (ископаемых, морских обитателей).
— Ребята, поможем нашей золотой рыбке? Освободим ее на волю? Ну, для этого нужно пройти конкурсы-испытания. Нептун задал нам много заданий. Наше путешествие будет долгим, много препятствий встретим мы на пути: сложные , таинственные , веселые и сказочные приключения ждут нас, но мы научимся преодолевать трудности и препятствия , и придем к успеху: спасем золотую рыбку. В путь!
На мультимедийном экране педагог показывает слайды подводного мира.
— Ребята, на чем можно отправиться в путешествие?(на лодке, корабле, плоту).
Мы построим кораблик.(Дети выкладывают кораблик из блоков Дьеныша).
— Какие геометрические фигуры и какого цвета вам понадобились для построения корабля? Какое количество? Пока мы представляем что плывем, мы с вами поиграем.
— Игра «Кораблик Плюх-Плюх«В. Воскобовича.
Отважный кораблик
Плывет в океан.
Лягушки-матросы,
А Гусь-капитан.
Лягушки забыв
Про усталость и скуку,
В пути изучают
Морскую науку…
— Сколько всего мачт на кораблике?
Сколько всего флажков на кораблике?
— Флажков какого цвета больше всего? какого цвета меньше всего?
— Покажите самую высокую мачту, самую низкую?
— Покажите все мачты выше средней. Найдите мачту выше средней, но ниже самой высокой.
— Поверните флажки налево(направо) от себя, навстречу друг другу.
— Кораблик плывет все дальше и дальше, навстречу новым приключениям.
По быстрой речушке
Плывут в океан
Три бравых Лягушки
И Гусь-капитан.
Физкультминутка «Лягушата».
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровье в чем секрет.
Всем друзьям —физкультпривет!
— Ребята, царь Нептун поднял морскую бурю(звуковое сопровождение).Волны не стихают. Давайте поиграем в игру «Море волнуется«(по В.П.Новиковой) с палочками Кюизенера. Педагог предлагает детям вспомнить игру «Море волнуется» и изобразить руками движения морских волн. После этого ребята приступают к изображению волны по словесной инструкции педагога.
— Возьмите две не очень длинные палочки и сделайте из них волну.
— Следующую волну выложите рядом, но она должна быть выше первой. Повторите выкладывание волн еще два раза.
— Вопросы:
— Сколько волн получилось?
Какая волна длиннее -первая или вторая? Как это можно узнать? (Измерить)
— На сколько вторая волна длиннее первой? На сколько первая волна короче второй?
— Какое число обозначают палочки, изображающие первую волну? Какое число обозначают палочки, изображающие вторую волну?
Работа парами.
— Сравните высоту волн.
— Какое число обозначают палочки, изображающие волны?
— Какие палочки по высоте?
Наши ребята справились с волнами. Им они не страшны. Давайте поиграем в пальчиковую игру «У моря».
— К берегу бежит волна,
(гибкое движение ладони правой руки вверх, затем вниз)
Вслед за ней еще одна.
(левая рука тем же движением догоняет правую)
Эта- выше,
Эта-ниже,
(Высокая волна правой рукой, немного пониже -левой)
Эта вовсе не видна.
(еле заметная пологая волна правой рукой)
А на берегу морском
Будем мы играть с песком.
(собрать невидимый песок в ладони, высыпать его)
Будет башня из песка
Как до неба, высока.
(поочередно ставить один кулак на другой, постепенно поднимая руки. Встать на цыпочки, вытянуть руки вверх, показывая высоту башни).
Все дети справились с волнами. Им они не страшны. Вот мы и в подводном царстве Нептуна. Нептун придумал для вас задание. Он хочет ,чтобы вы превратились в морских рыбок и выбрали нужные морские фигуры. Игра «Рыбалка» с логическими кубиками и блоками Дьенеша. Ведущий подбрасывает логический кубик. Дети выбирают морские фигуры — рыбки. Дети рассказывают о себе. Какие они(по цвету, форме, размеру и т. д.)
Следующим заданием будет найти подводный сундук по плану-карте.(3 шага направо,4 шага прямо,5 шагов налево и 2 шага назад .Сундук мы нашли, но чтобы его открыть, нужно определить код в замке.
Работа со схемой (Блоки Дьеныша, задание по аналогии с игрой»Украсим елку бусами»).
Дети открывают замок. Там- золотая рыбка. Рыбка благодарит за спасение и просит ребят озвучить свои желания:1.Жить в мире дружно.2.Чтобы не было войны.3.Чтобы люди не засоряли моря и океаны, не уничтожали морских обитателей и т. д.)
Педагог предлагает перенестись в группу(используя мультимедиа).
— Поднимите смайлики, которые соответствуют вашему настроению. Какие задания показались вам трудными, а какие легкими? Что вам понравилось больше всего? В какие бы игры они хотели бы в дальнейшем еще поиграть?
Бесплатные конкурсы для педагогов. Номинация: «Воспитываем и учим, играя»
Дата изменения: 02.10.2014