Лого

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «ТРАДИЦИИ И ПРОМЫСЛЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, художественная, игровая.

Цели: Дать представление о традициях и промыслах народов Архангельской области.
Воспитывать гордость за свой край, уважение к людям труда.

Планируемые результаты: Имеет представление о традициях и промыслах народов нашей области.
Знает особенности быта и жизни северных народов, развитии ремёсел их значении.

Материал и оборудование: поделки северных мастеров, расписные деревянные предметы быта, русский сарафан, вышитые полотенца салфетки. Прялки, веретено, иллюстрации деревянных построек Малых Карел.

ХОД:
Входят две хозяюшки в сарафанах.
В лесистых местах по берегам рек и озёр, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. Возле леса жить- голодному не быть.
В лесу и зверь, и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы.
Лес рядом, а в нём на всякую болезнь трава вырастает.
Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели).
Изба, клеть, амбар, гумно, овин, банька — вот что такое крестьянская усадьба.
Строились широко, ведь земли много и строительный материал рядом.

¬- О каком строительном материале я говорю? (о дереве)

Что касается трудолюбия и старания этого русским людям не занимать.
Для строительства больше всего годились ель и сосна, древесина крепкая и надёжная.
Дети говорят пословицы.
— Из гнилого леса ненадолго изба.

— Соломиной не подопрёшь хоромину.

— Не для лета изба рубиться, а для зимы.

Хозяюшка показывает иллюстрации изб в Малых Карелах.

Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, вышивали, плели лапти, туеса, корзины.
Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели, всё делалось тщательно и с любовью, и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

Хозяюшка загадывает загадки о мебели.

По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? …
Ответ: Кровать

Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
Стол

Меня в комнате всякий приметит,
А открыв меня, зиму с летом встретит.
Шкаф

С ногами — без рук,
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы.
Стул

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
Табуретка

Неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появились народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь будь то люлька, подзор или полотенце всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом — всё принимало определённый традиционный образ.

Широкое развитие на Архангельском севере получили художественные промыслы. Издавна северных мастеров — ремесленников называли по сработанным ими вещам.

Игра «Назови, кого так звали».

Бочарники (делали бочки)
Лукошечники (плели корзины, лукошки)
Столяры (делали мебель)
Плотники (строили дома)
Колесники (изготовляли колёса к телегам)
Ковшечники (делали ковши, кастрюли)
Кузнецы (изготовляли орудия труда из металла)

Едва ли не каждый крестьянин умел ладить деревянную утварь и посуду, но пожалуй ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и не был так украшен, как прялка.

Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, берестяной промысел, медный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись северных козулей и т.п.
Издавна северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, бердники, колесники, ковшечники, кузнецы, гвоздники, гнездники (замочники) ;и т. д. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду.
Но, пожалуй, ни один предмет обихода не получил столь разнообразных форм и так не был украшен, как прялка. Русская прялка состояла из стояка с лопастью для кудели и горизонтальной доски – донца. Ее форма и декор сложились довольно рано, вероятно в XVI-XVII вв., о чем мы можем судить по сохранившимся образцам XIX – начала XX в. В Беломорье были распространены прялка с поразительно разнообразной резьбой, особенно на Летнем берегу Белого моря и в низовьях Северной Двины. Лопасти поморских прялок были «вытянуты» по вертикали и «заужены» по ширине доски, представляя собой симметричный лепесток с фигурным треугольным навершием.
Если производство прялок считалось преимущественно мужским делом, тодомотканное искусство являлось исключительно женским занятием. Природный художественный вкус и удивительный талант северных крестьянок-мастериц превращал полотенца, подзоры, головные уборы, женское и мужское платьяв подлинные произведения искусства.
В лесном северном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Из пород дерева мастера использовали березу, сосну, ель, лиственницу, тополь, наросты на стволах деревьев – «кап». Обрабатывали как собственно древесину, так и луб, кору молодой березы – бересту. Для росписи применяли природные краски, олифу в качестве лака. Среди инструментов главными были топор и различные ножи. В росписи наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.
Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. В северном лесном краю всегда активно развивалось искусство резьбы и росписи по дереву. Любовь к узорочью ярко отразилась в фольклоре нашего края. Как пример можно привести отдельные отрывки из былин и песен архангельского Севера и Заонежья. Вот один из них, описывающий украшение корабля:
Маленький кораблицок!
Да как нос-корма по-звериному,
Да бока сведены по-лошадиному,
Да как вместо глаз было врезано
Да по дорогу, по самоцветному по камешку.
Декоративное искусство было той областью, где русский народ сумел создать совершенные по красоте произведения. Много внимания уделялось украшению жилища.

Резные доски — подзоры, причелины, обрешетины, оконные наличники и убранства крылец — украшали русскую избу. Не меньшее внимание уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари, орудий труда. Замкнутый в кругу практически полезных вещей, он в то же время их художественно преображал. Каждая вещь, не теряя своих бытовых свойств, превращалась в произведение искусства.
Крестьянское искусство, разносторонне выразившее себя в орнаментации, обладало сильным чувством ритма, которое выражалось в любви к повторению узоров, в желании подчеркнуть равновесие форм, симметричность в построении, как частей предметов, так и орнаментов.Орнамент всегда подчинялся размерам и изгибам поверхности вещей. Он укрывал ее равномерно, спокойно, подобно куску ткани. В раскраске преобладали звучные локальные цвета, среди которых любимым был тон пылающей киновари, алый, как заря, дополненный зеленым, желтым, сдержанно-коричневым и редко синим; этот цвет почти не встречается на старых крестьянских вещах Архангельского Севера.
Малое количество пахотной земли, сильная заболоченность, обилие леса вели к организации домашних ремесел: резьбе по кости, выделке прялок, набоечно-красильному, не говоря уже о чисто хозяйственных промыслах. С другой стороны, этому способствовала торговля, развивавшаяся по берегам Северной Двины, по которой проходили торговые пути из Москвы и крупных городов средней части Руси к Белому морю.
Мастера — профессионалы или народные художники нередко организовывали артели «красильщиков» или работали семьями, уходя на работу далеко за пределы своих земель.

БЕРЕСТЯНОЙ ПРОМЫСЕЛ.
Художественные изделия из бересты — оригинальный вид народного творчества. С давних пор береста привлекала внимание народных умельцев своей ослепительной белизной и желтоватой бархатистостью (как замша), а также тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность. Целый мир сказочных образов и героев, диковинных зверей и чудищ, забавных и смешных человечков населяет берестяное кружево, оставленное нам народными мастерами прошлого. Каким высоким талантом, фантазией и умением надо было обладать, чтобы обычным ножом превратить простую бересту в замечательные произведения искусства, полные гармонии и поэзии.
Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) — сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь — плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники — короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, — все это делалось из бересты.
По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства — вышивкой и резьбой по кости.

ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, «рыбий зуб», моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры — родина великого Ломоносова.
Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты.
Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости — браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше — по всей России.
В селе Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. На рубеже 20-21 веков холмогорский промысел не только сохраняет свои творческие позиции, но и плодотворно развивается.

ТКАНЫЕ И ВЯЗАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
На Русском Севере были широко развиты все виды домашних женских ремёсел: узорное вязание, вышивка, ткачество, набойка. Они позволяли украшать повседневную одежду, создавать нарядные тканые и вышитые предметы ритуального назначения. Каждый из этих видов имел свои выразительные средства, особенности орнамента и приёмы его исполнения, а в определённых районах Поморья — свои особенности, свои неповторимые черты.

СЕВЕРНЫЕ КОЗУЛИ
По старой традиции в канун Нового года пекут в Архангельске фигурные вырезные пряники, украшенные цветной сахарной поливой.
Изготовление козуль было семейным занятием. Мужчины делали из узких полосок кровельного железа специальные формы-резцы — контурные изображения тех или иных животных, птиц. Женщины готовили замешенное на патоке тесто (теперь для цвета употребляют пережженный сахар). Украшали — «расписывали» пряники всей семьей — взрослые и дети. Секреты приготовления теста, сахарной глазури хранили строго и передавали только родне.
Такой пряник удобно взять в руки, его можно поставить. Этого требовал обычай — сохранять подарочные козули на счастье до следующего новогодья. Их ставили на видном месте — в красный угол, на полку с посудой или в буфет.
Кстати, об обычаях. Кто даст пирога — тому — двор живота, а кто даст рогушек — тому — двор телушек! — распевали колядующие ребятишки и славили праздник и хозяев дома. А тем в ответ приходилось «отдариваться»: заранее приготовленные для этого случая козульки уже красовались на столе.
НАРОДНАЯ ИГРУШКА
Народная игрушка давно известна исследователям. Производство глиняной игрушки издревле получило

распространение в деревнях Шенкурском, Холмогорском, Каргопольском районов. Наиболее известна каргопольская игрушка. Игрушка как часть народной культуры вобрала многообразие форм, содержание символов. Функции народной игрушки многогранны, но подчинены основной задаче – введению детей в сложные отношения с окружающим миром. На Русском Севере игрушки делались из доступных материалов – дерева, глины, коры, бересты, щепок, соломы, травы и плодов. Для каждого возраста народ создавал забавы с учетом особенностей детского развития. С рождения у ребенка появлялись трещотки, погремушки, шаркунки, цветные лоскутки. Позднее появлялись яркие каталки на палочках, которые помогали учиться ходить. Мячи, луки, пращи тренировали ребенка в меткости и ловкости, волчки и кубари открывали первые тайны механики, дудки, рожки, сопилки, свирели, свистульки приобщали детей к музыке. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной, топором вскоре переходили в настоящий труд.

Почти все обрядовые празднества, в т.ч. свадьба, «проигрывались» в детских играх. Важная роль отводилась кукле как символу продолжения рода. Куклу как оберег клали в детскую колыбель. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная игрушка или соломенная. При тщательном исполнении одежды куклы были «безликими». По народным поверьям, кукла «с лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка. В этом отражена магическая функция игрушки. В традиционных игрушечных темах и сюжетах со времен славянского язычества присутствовали образы медведя, оленя, коня, птицы, женщины, всадника.

ДРУГИЕ ПРОМЫСЛЫ
Гончарный промысел. Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской культуры найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенча-тым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных.
В промысле работали и мужчины, иженщины, им помогали дети лет с 8 – 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины «стряпали» величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их и в Каргополе.
Кузнечное ремесло. Разнообразные изделия, характеризующие быт северного крестьянина — секирные замки, дверные петли и жиковины, сохранили в себе орнаментальное узорочье вместе с насечкой и кузнечной гравировкой.
Медный промысел. В любом крестьянском доме XVI-XX вв. на Русском Севере бытовала кованая медная посуда и утварь: миски, братины, ендовы, рукомойники, кувшины, тазы. Развит был медный промысел в Сольвычегодском уезде, на о. Кегостров, на Мезени. Лили там церковные колокола, по своим собственным рецептам сплавов, создававшие богатую музыкальную палитру знаменитых северных звонов. Акты земского самоуправления XVII-XVIII вв. отмечают участие деревенских ремесленников в выполнение государственных и частных заказов на ковку пушечных ядер, гвоздей, решеток. Особенное развитие на Русском Севере получили изделия поморского литья.

НАРОДНАЯ РОСПИСЬ
Традиции народной росписи уходят корнями в глубокую древность. Они получили широкое распространение по всему Северному краю. Центры росписей зарождались по берегам рек, от них, чаще всего, росписи и получали свое название. К графической росписи, уходящей корнями в XVII в., относятся росписи Борка, Пучуги, Нижней Тоймы, Пермогорья, росписи, бытовавшие по рекам Пинеги, Мезени, Печоры. В них присутствуют геометризованные, сюжетные, растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы. Их объединяла техника росписи по предварительной грунтовке левкасом яичными и клеевыми красками (техника, связанная с иконописью с профессиональным искусством). Росписью, как и резьбой, украшены предметы крестьянского быта: ендовы, скобкари, ковши, ставы, жбаны и солоницы, берестяные туеса и лубяные короба, люльки и сундуки, дуги и грабли, вальки и прялки.

ЗОДЧЕСТВО
На протяжении многих веков единственным видом строительства, по сути, являлось деревянное зодчество. Развитие на северной земле деревянного зодчества определило обилие строительного материала — ели, сосны, лиственницы. Северный крестьянин любил лес, лес отразился на характерах и судьбах северян, определил их быт, занятия, промыслы и наложил отпечаток на творчество зодчих. Зодчими на Севере были простые поморы. У северных строителей главным инструментом был топор, именно им рубили, (в прямом смысле слова), и храмы и избы. Сколько нужно было уменья и навыка, чтобы «справлять» все дело одним топором, без плотничьих инструментов. И, несмотря на это, деревянные монументальные сооружения Архангельского Севера разнообразны: культовые ансамбли и небольшие часовни, жилые дома и хозяйственные сооружения, мосты и деревянные кресты.
И хотя на Севере господствующим строительным материалом по-прежнему оставалось дерево, появились сооружения из камня. Первые каменные постройки появились в XV — XVI веке: были основаны Соловецкий и Александро-Ошевенский монастыри, несколько позднее Николо-Корельский монастырь. Монастырская архитектура стала особым явлением культуры Русского Севера.
Северные каменные храмы отличает монументальность, незначительный рельеф деталей, контраст между гладью стен и маленькими размерами окон. До наших дней из многих монастырей сохранились Соловецкий, Антониево-Сийский, Николо-Корельский, Веркольский, Коряжемский. Сохранились в памяти и имена некоторых мастеров-зодчих: Трифон из Неноксы, Максим Лохоцкий, Федор Спиридонов, Аверий Мокеев, Дмитрий Старцев.

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Своеобразно культовое каменное зодчество Русского Севера. Первые каменные постройки появились здесь в XVI в., когда Подвинье уже входило в состав Российского государства.
Замечательным памятником северного каменного зодчества сталархитектурный ансамбль Соловков. Монументальные каменные стены монастырского кремля (1582-1596) были выстроены монахом Трифоном (в миру Терентий Григорьевич Кологривов, уроженец села Неноксы). Они надежно защитили монастырские храмы — Спасо-Преображенский собор (1558-1566) и другие каменные церкви обители.
Особенности построек зависели от свойств местных строительных материалов: валуны и дикий камень — на Соловках и Кий-острове; тесаный белый известняк — в Каргополе.
Гостиные дворы с башнями — одновременно крепостное и торговое сооружение (1668-84 гг., зодчий Д. М. Старцев). Гостиные дворы – это первое каменное сооружение в Архангельске. Комплекс должен был стать огромным сооружением, вытянутым вдоль Северной Двины и состоящим из двух гостиных дворов, между которыми располагается крепость. Они были призваны соединить как торговую, так и военно-оборонительную функцию.
За несколько столетий на Русском Севере возникли выдающиеся памятники каменного зодчества. Но из многочисленных храмов Архангельска сохранились гарнизонная Троицкая церковь (1745 г.),Сурское подворье (1907 г.) и еще несколько памятников.

Автор: Глазкова Надежда Валентиновна, воспитатель, МБДОУ №85 «Малиновка», город Северодвинск, Архангельская область, Россия.

Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 17.01.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *