Методическая разработка
Современные компьютерные игры, занимая большое место в жизни современного ребенка, дезорганизуют его в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой. Замыкаясь в ограниченных интересах и однообразных играх, ребенок не способен ставить себя на место другого человека, делать правильный выбор.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, дошкольный возраст является важным этапом формирования опыта социальных навыков поведения. Исходя из этого, мы считаем, что именно музыкально — театрализованная деятельность, представляя собой достаточно сложный феномен человеческой активности, дает возможность ребенку проанализировать свое состояние, если находиться «внутри» нее не только зрителем, но и исполнителем определенных ролей, ощущение проживания другой реальности, другого опыта.
По мнению основательницы первого детского музыкального театра Натальи Сац «театр своим живым действием, образностью, яркими красками поможет детей приблизить к музыке, звучащей на сцене, в оркестре. А музыка придаст еще большую глубинность идеям спектакля, еще большую эмоциональность в восприятии каждого действующего лица, доскажет то, что не всегда можно выразить словами».*
Данная методическая разработка направлена на развитие у старших дошкольников способности нравственно-эстетического познания окружающего мира средствами интеграции театрального и музыкального искусства и различных видов детской деятельности.
По усмотрению педагога ввиду подачи большого объема материала конспект может быть поделен на 2 или 3 занятия посредством «входа» и «выхода из сказки».
_______________________
*С а ц Н. Детский музыкальный театр // Музыкальное воспитание в современном мире: 9 конференция ИСМЕ. М., 1973. С. 345-350
Программное содержание:
1. Учить старших дошкольников «проживать сказку»; осмысливая собственные переживания и действия, сочувствовать ее персонажам, с удовольствием включаться во взаимодействие со сверстниками и взрослыми средствами интеграции театральной, художественно-речевой, музыкальной деятельности.
2. Формировать активное восприятие музыки К. Сен-Санса, Ф. Госсека, эмоционально выражая его в создании танцевальной миниатюры, коллективном музицировании, передавая образ в соответствии с характером музыки, цветом и движением.
3. Развивать способность владения голосом при передаче эмоций в речи и пении.
4. Развивать воображение и фантазию, умение использовать пантомимику и мимику в соответствии с ситуацией.
5. Воспитывать положительное отношение у старших дошкольников к окружающим.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультфильма «Бременские музыканты».
2. Беседы о нравственности.
3. Разучивание «Песенки друзей» Г. Гладкова и «Польки» на фронтальных музыкальных занятиях.
4. Накопление детьми приемов пластического интонирования, используемых в танцевальной композиции с цветными лентами на палочках под музыку К. Сен-Санса «Аквариум», в коллективном музицировании (дирижерский жест) в рамках кружковой и индивидуальной работы с детьми.
Оснащение:
— Экран, проектор;
— «пенёк»;
— корзинка;
— клубок шерстяных ниток яркого цвета;
— пучок сухой колючей травы;
— осенние листья;
— длинные цветные ленты на палочках;
-шумовые музыкальные инструменты;
— сундучок с «кораллами»;
— портрет принцессы с разными эмоциями (грусть, радость) Слайд 1,2;
— 2 «дворцовые колонны»;
— письмо;
— «партитуры» пьес «Смелый наездник» Р. Шумана Слайд 3, «Осенней песни» П. Чайковского Слайд 4, «Гавота» Ф Госсека Слайд 5 ;
— избушка разбойников.
Музыкальтное и звуковое обеспечение:
— «Песня разбойников», «Песенка друзей» Г. Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты»;
— музыка (сказочная, «светлая», спокойного, напряженного характера);
— К. Сен-Санс «Аквариум»;
— Ф. Госсек «Гавот»;
— музыкально-коммуникативная «Игра с палочками»
(из материалов семинара № 1 Т. Тютюнниковой «Учусь творить»);
— голоса природы (журчащий ручеёк);
— сигнал «Бой часов».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка Г. Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты».
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель (обращает их внимание на письмо. На усмотрение педагога письмо может быть представлено на экране, либо в виде конверта). В наш детский сад пришло необычное письмо. Хотите узнать, ребята, кто его написал?
Дети. Хотим.
Музыкальный руководитель. Пишет принцесса. Злые разбойники похитили ее драгоценности. Она в отчаянии. Просит о помощи вернуть их обратно во дворец. Как вы думаете, к кому обращается принцесса?
Дети. К доброй фее. К смелому принцу. К Трубадуру и его друзьям. К нам.
Музыкальный руководитель. Вы готовы помочь принцессе, не побоявшись в пути трудностей и преград?
Дети. Мы готовы помочь принцессе.
Музыкальный руководитель. Для этого надо попасть в сказку. Как вы думаете, какую?
Дети. «Бременские музыканты».
Музыкальный руководитель. Я думаю, что смогу помочь вам. Один раз топнем (дети топают). Один раз хлопнем (дети хлопают). Один раз покружись (дети кружатся). В доброй сказке очутись.
Звучит сказочная музыка.
Музыкальный руководитель (оглядывается). Как таинственно кругом…
На «пеньке» стоит корзинка. В ней лежат
шерстяной клубок яркого цвета, пучок сухой колючей травы, осенние листья.
Музыкальный руководитель. Что же мы встретили в этой сказке?
Дети. Корзинку на пеньке. Клубок ниток, сухую траву. Осенние листья.
Музыкальный руководитель: А вы знаете, что это не просто предметы, а предметы-подсказки. Вот клубок. Какой он?
Дети (прикасаются к клубку). Мягкий, теплый, пушистый.
Музыкальный руководитель. Про какую дорогу можно сказать также?
Дети. Из теплого речного песка. Из снега. Из мягкой травы.
Музыкальный руководитель. Как же мы пойдем по этой извилистой дороге?
Дети «змейкой» под спокойную, «светлую» музыку идут по залу.
Музыкальный руководитель. Я вижу, как вам приятно идти по этой дороге. На ваших лицах, друзья, довольные улыбки. (Дети останавливаются с окончанием музыки). А вот пучок сухой травы. Какая она на ощупь?
Дети (прикасаются к пучку травы). Колючая. Жесткая.
Музыкальный руководитель. Какую дорогу она вам напоминает?
Дети. Каменистую. По скошенному лугу. По разбитым стеклам. По колючкам.
Музыкальный руководитель. Как вы считаете, легко ли идти по такой дороге?
Дети. Нелегко идти. Трудно. Потому что колет ноги. Им больно.
Музыкальный руководитель. Но чтобы помочь принцессе вернуть драгоценности, мы должны пройти и по этой трудной дороге. Напрягите свои мышцы, соберите всю свою волю и тогда вам легче будет пройти этот путь.
Дети идут по залу, выражая телесно и мимикой характер звучащей музыки, останавливаются с окончанием музыки.
Музыкальный руководитель. Молодцы. А на какой дороге можно встретить эти листья?
Дети. На аллеях в парке. В лесу.
Музыкальный руководитель. В сказочном лесу ветки на деревьях растут так низко, что приходится наклониться, чтобы не зацепиться. Внимание, на нашем пути густая чаща. Попробуем ее пройти вперед спиной, напрягая все мышцы.
Дети идут, наклонившись вперед спиной,
выражая телесно и мимикой характер звучащей музыки
Музыкальный руководитель. Молодцы. Можно прикрыть лицо руками.
С окончанием музыки дети останавливаются.
Музыкальный руководитель. Вот мы и вышли из леса. Ой! (фиксация слухового внимания детей с задержкой дыхания)… Нет, послышалось (расслабление).
Звучит фонограмма журчащего ручейка.
Музыкальный руководитель. Слышите? Что это?
Дети. Это журчит вода. Журчание ручейка.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, какого цвета может быть сказочный ручеек, если он веселый?
Дети. Желтого цвета.
Музыкальный руководитель. Если спокойный?
Дети. Зеленого цвета.
Музыкальный руководитель. Если тревожный?
Дети. Красного цвета.
Музыкальный руководитель. Как много ручейков в этой сказке! А свое начало они берут из разноцветной музыки композитора К. Сен-Санса «Аквариум». Подумайте, каким ручейком вы хотели бы быть. Выберите соответствующие ленты для танца.
Дети выбирают длинные ленты на палочках.
Исполняется танцевальная импровизация на музыку К. Сен-Санса «Аквариум».
Внезапно музыка сменяется на «Песню разбойников» Г. Гладкова
из мультфильма «Бременские музыканты».
Педагог предлагает детям отложить ленты.
вое начало они берут из разноцветной музыки композитора К. сли он веселый?
трудной дороге. рослыми.
Музыкальный руководитель. Вы слышите музыку? Интересно, куда привел нас ручеек?
Дети. К разбойникам. К разбойничьей избушке.
Музыкальный руководитель (тихим голосом). А вам не страшно?
Дети. Нет. Мы не боимся.
Музыкальный руководитель. Надо подобраться к избушке так, чтобы разбойники вас не заметили. Как это можно сделать?
Дети. Обойти избушку сзади. Пройти, спрятавшись за деревья.
Музыкальный руководитель. Молодцы! А еще можно притвориться разбойниками. Расскажите, какими они бывают.
Дети. Злыми. Сердитыми. Глупыми.
Музыкальный руководитель. Саша, покажи мимикой, каким будет твой разбойник (мальчик показывает). А твой, Даша (девочка показывает)?
Музыкальный руководитель. А какая у них атаманша (дети показывают мимикой лица)? Да, по вашей мимике можно догадаться без слов, что разбойники не самые добрые и воспитанные люди.
Звучит аудиозапись «Игры с палочками»
(из материалов семинара № 1 Т. Тютюнниковой «Учусь творить»)
Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята! Что это?
Дети. Это сундук разбойников.
Музыкальный руководитель. Интересно, что они там хранят?
Дети. Свое оружие. Золото. Драгоценности, которые украли у принцессы.
Музыкальный руководитель Я думаю, что только самый смелый из вас откроет этот сундук. (Дети открывают сундук). Смотрите, среди драгоценностей есть кораллы (достает небольшие пластмассовые цилиндры, обернутые голографической бумагой, по количеству присутствующих на занятии детей). Уж не Кларины ли это кораллы? Сейчас узнаем.
Дети берут по одному «кораллу».
Проводится музыкально-коммуникативная
«Игра с палочками» Т. Тютюнниковой.
Участники игры стоят в кругу. На сильную долю музыки (I часть)
правой рукой передают свой «коралл» соседу, стоящему справа, одновременно принимая левой рукой «коралл» от соседа, стоящего слева.
На II часть музыки дети, повернувшись друг за другом, идут по кругу, ритмично встряхивая «кораллами». Игра повторяется 3 — 4 раза.
Музыкальный руководитель (по окончании игры обращается к ребенку, у которого в руках может оказаться 2 «коралла»). Карл, расскажи, где ты взял эти кораллы?
Ребенок. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. (Игра может проводиться несколько раз.)
Музыкальный руководитель. Вот мы и узнали всю правду. А кто же вас напугал, разбойники?
Дети (от лица разбойников). Бременские музыканты.
Музыкальный руководитель. Вы хотите в них превратиться?
Дети. Хотим. Это интересно.
Музыкальный руководитель. Тогда закройте ваши лица «ширмочкой».
Дети закрывают свои лица ладонями. Открывают их, перевоплотившись в бременских музыкантов, показывая мимикой.
Музыкальный руководитель. Музыканты что есть силы закричали, лиходеев напугали. Пес — покажите, какие у него сильные лапки — замяукал (дети по очереди мяукают на разной высоте звуков). Осел — покажите его твердые копыта — по-петушиному закричал. Петух — мягкие крылья — неожиданно залаял. Кот — мягкие лапы — по-ослиному замычал. И разбойники бежали, всё в избушке побросали. Теперь драгоценности в наших руках. Что мы с ними сделаем?
Дети. Пора их вернуть принцессе.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, что поможет нам быстрее их доставить в королевский дворец?
Дети. Космический корабль. Ковер-самолет. Песня.
Музыкальный руководитель. Я тоже предлагаю навстречу с принцессой отправиться с веселой «Песенкой друзей» из мультфильма «Бременские музыканты». Не забудьте прихватить с собой сундучок с драгоценностями.
Исполняется «Песенка друзей» Г. Гладкова
из мультфильма «Бременские музыканты».
Во время пения, дети, встав парами,
идут «змейкой» по залу, подходят к двум колоннам.
Музыкальный руководитель. Интересно, куда нас привела песня?
Дети. В замок. Во дворец. К принцессе (проходят между колоннами).
Музыкальный руководитель (обращает внимание на портрет принцессы Слайд 1). Как вы думаете, кто здесь изображен?
Дети. Принцесса.
Музыкальный руководитель. Какое у нее настроение?
Дети. Грустное. Печальное. Она расстроена. У нее украли драгоценности, и она еще не знает, что мы их вернули.
Дети подходят поближе к портрету принцессы, ставят сундучок на пол. В это время на экране появляется портрет улыбающейся принцессы. Слайд 2.
Музыкальный руководитель. Что изменилось в эмоциях принцессы?
Дети. Она улыбается. Она весела и приветлива. Она благодарит нас. У нее хорошее настроение.
Музыкальный руководитель. Когда принцесса довольна, что король может устроить во дворце?
Дети. Праздник. Бал.
Музыкальный руководитель. Но вот беда: придворные музыканты не знают, какую пьесу им играть. Кто им поможет?
Дети. Мы поможем.
Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, у музыкантов есть партитуры пьес «Смелый наездник» Р. Шумана, «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Гавот» Ф. Госсека. Выберите, пожалуйста, среди них пьесу для бала.
Показываются слайды 3,4,5.
Дети выбирают «Гавот» Ф. Госсека.
Музыкальный руководитель. Почему вы не выбрали «Смелого наездника»?
Дети. Музыка решительная, воинственная, скачущая. Она не подходит для бала.
Музыкальный руководитель. Чем вам не понравилась «Осенняя песнь»?
Дети. Музыка грустная, печальная. А бал веселый.
Музыкальный руководитель. Интересно, а вы смогли бы исполнить «Гавот» вместе с придворными музыкантами короля?
Дети. Да, мы сможем.
Музыкальный руководитель. Молодцы. Только что для этого нужно?
Дети. Оркестр. Музыкальные инструменты. Дирижер.
Музыкальный руководитель. Я предлагаю выбрать дирижера при помощи вот этой волшебной палочки.
Ребенок, зажмурив глаза, кружится, останавливается,
указывая на палочкой на кого-либо из ребят.
Музыкальный руководитель. Итак, дирижер готов? Музыканты готовы?
Дети. Готовы.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Наш оркестр».
Дети выбирают шумовые инструменты по своему желанию. По одному экземпляру этих инструментов лежат на столике перед дирижером.
Звучит аудиозапись «Гавота» Ф. Госсека. «Дирижер» по-своему выбору поднимает какие-либо инструменты на каждую новую фразу или предложение в музыке. Звучат те группы инструментов, которые показывает «дирижер». В заключительной части пьесы дирижеру необходимо поднять все инструменты, чтобы все дети смогли одновременно музицировать.
Музыкальный руководитель. Молодцы. Вы были внимательны к дирижерскому жесту, друг к другу во время исполнения пьесы в оркестре. А какие бальные танцы вы еще знаете?
Дети. Галоп. Полонез. Полька.
Музыкальный руководитель. Какой танец вы бы хотели подарить принцессе?
Дети. Польку.
Исполняется парный танец «Полька»
по выбору музыкального руководителя.
Звучит сигнал «Бой часов».
Музыкальный руководитель. Этот сигнал нам подсказывает, что пришло время возвращаться из сказки. Глазки закрой, вокруг себя обернись, в детский сад возвратись.
Дети, закрыв глаза, кружатся вокруг себя.
Музыкальный руководитель. Как вы считаете, ребята, вы справились с заданием?
Дети. Думаем, что справились.
Музыкальный руководитель. Что вам помогло?
Дети. Смелость. Доброта. Музыка. Дружба.
Музыкальный руководитель. Кем вам понравилось быть больше: разбойниками или бременскими музыкантами?
Дети. Бременскими музыкантами. Они добрые. Дружные. Смелые. Любят музыку.
Музыкальный руководитель. Какие хорошие поступки вы хотели бы еще совершить?
Дети. Помогать слабым. Всегда приходить на помощь. Заботиться о других, защищать.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Драгоценности принцессе не вернулись, если бы вы не проявили выдержку, выносливость, не показали бы настоящую дружбу — дружбу бременских музыкантов.
Дети покидают зал под аудиозапись музыки Г. Гладкова
из мультфильма «Бременские музыканты».
Название: Методическая разработка в ДОУ
Автор: Брухтий Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 53»
Месторасположение: город Глазов, Удмуртская Республика