Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
«Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь родину – такую,
Какой ее ты с детства увидал»
Константин Симонов
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на
которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота
которой открылась однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть
это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края.
Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет
чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее,
тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее
представят будущее.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской
Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана
обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового
демократического, социального государства, уважающих права и свободы
личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих
национальную и религиозную терпимость».
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живешь, поэтому детям необходимо знать и изучать
культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его
культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов. Таким образом, патриотическое
воспитание детей является одной из основных задач дошкольного
образовательного учреждения.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая
все большее общественное значение, становится задачей государственной
важности. Современные исследователи в качестве основополагающего
фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом
воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный
компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому,
природе, культуре малой Родины. В связи с этим естественным образом
меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может
«представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н. Гусинский), то он
становится соучастником совместного познания окружающего мира. В этом
контексте патриотическое воспитание является не самоцелью, а
естественным процессом и результатом всей проводимой работы по
ознакомлению детей с родным раем.
Моя малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является
той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет
очень многое, если не сказать – все!
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.… И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
У каждого народа свои сказки, песни, танцы, и все они передают от
поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу,
взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые блестящие попытки русской
народной педагогики, — писал К.Д.Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-
нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением
народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если
оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую
педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в
фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый
материал для воспитания любви к Родине.
Фольклор.… Все чаще это слово радует слух взрослых и вызывает
восторг у детей. Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не
только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится
неотъемлемой частью развития музыкальных способностей. Ребенку
доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Народное
искусство издавна – и в высшей степени справедливо – считается и
источником, и средством развития речи: народ всегда создавал специально
для детей так называемые малые формы фольклора – кладезь мудрой
народной педагогики.
Музыка дает возможность даже самому маленькому ребенку проявить
себя. И задача музыкального руководителя быть не только музыкантом, но и
обязательно педагогом: не быть в плену типовой программы, уметь
улавливать настроения детей, считаться с их желаниями, действовать в
реальных условиях.
В работе меня всегда привлекала тема «Народная музыка как средство
воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей
детей старшего дошкольного возраста»». И как только появилась
возможность ее воплощения, и расширились возможности для
самостоятельного творчества, я сначала поставила перед собой цель, а
потом определила следующие задачи.
Цель. Воспитывать патриотические чувства в процессе ознакомления
старших дошкольников с музыкальной культурой осетин и казаков.
Задачи. Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального
фольклора казаков и осетинской народной музыки; знакомить с разными
жанрами народного творчества (песни, попевки, заклички, хороводы,
музыкальные игры, танцы); ввести в репертуар (для слушания и исполнения)
произведения осетинских композиторов, песни о родном крае, о станице;
приобщать к культуре и традициям осетинского и казачьего народа,
воспитывать лучшие качества присущие им: трудолюбие, взаимовыручку,
уважение к старшим;
знакомить детей с фактами и явлениями окружающей жизни
средствами музыки, расширять кругозор;
воспитывать любовь к народному искусству и с его помощью развивать
музыкальные способности не одной группы особо одаренных детей, а всего
детского коллектива с разным уровнем музыкальных способностей.
Поставленные задачи решались во всех формах работы с детьми: на
музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках,
развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной
деятельности, причем совместно с воспитателями и родителями.
Надо отметить, что работу по типовой программе считаю для себя
обязательной. Я не нарушаю общий план работы по музыкальному
воспитанию – я подкрепляю его пункты региональным материалом. Это
отражается в перспективном планировании.
Перспективно спланировала работу с детьми так, чтобы материал был
равномерно распределен в течение учебного года, обеспечивая тем самым
последовательное решение поставленных задач в комплексе с другими.
Продумала методы и приемы работы с детьми. С этой целью изучила
методическое пособие Л.К. Гугкаевой «Развитие музыкальных
способностей», разработанное сотрудниками кафедры ЮНЕСКО СОГПИ. В
этом пособии мне понравились разработанные конспекты музыкальных
занятий, где национально-региональный компонент включается в
образовательное пространство ДОУ как полноправная составляющая часть
обучения и развития ребенка. Так же изучила опыт работы Ф.Х. Каллаговой,
методические рекомендации которой помогли мне в подборе песенного
репертуара, репертуара для слушания и музыкально-ритмических движений.
Одной из форм проявления патриотических чувств, является
повышение интереса к своей национальной культуре, искусству, в частности
к осетинской народной музыке. Люблю осетинскую музыку и эту любовь
пытаюсь передать детям. Красоту и своеобразие национальной мелодики
дети познают на музыкальных занятиях, развлечениях, а также в
повседневной жизни. Работа в этом направлении включает слушание
национальной музыки; рассказ об осетинских музыкальных инструментах в
сравнении с русскими народными инструментами; разучивание элементов
национальных танцев, с последующим построением их в танец;
танцевальные импровизации: сольные и в парах. Осетинские танцы
развивают у детей такие чувства и такие черты характера, которые связывают
их со своим народом. Освоение осетинских танцев формирует музыкальный
вкус, развивает способность красиво двигаться, чувство ритма, координацию
движений. Знания, которые дети получают на занятиях, закрепляются в
самостоятельной деятельности детей, на утренниках и развлечениях.
Совместно с инструктором осетинского языка мы провели развлечение
«Чепена в гостях у ребят дошколят».
Но одно дело – слушать национальную музыку используя аудиозапись
и совсем другое – познакомиться с ней «наяву». Инструктор осетинского
языка Кастуева Алина Муратовна умеет играть на осетинской гармошке, что
очень помогает нам в работе.
Вот послышится светлая песня в горах;
И накатит восторг, до небес поднимая…
Это звуки фандыра в девичьих руках
Расцвели, как цветут лишь бутоны в лугах…
И звучат, эту музыку благословляя!
Я заслушаюсь,… Сердце в восторге замрет,
Кровь по жилам моим ритмично толкая,
Надо мной голос родины вновь поплывет
Светом воли и славы Кавказ озаряя!
И.Козоев
Ощущение красоты возникает у ребенка очень рано, когда он делает
первые шаги по родной земле. И уже в это время важно подсказать ему:
остановись, прислушайся, взгляни, как это прекрасно.
Я рассказываю детям о том, что наша маленькая республика дала таких
замечательных представителей искусства, как балерина Светлана Адырхаева,
дирижеры Вероника Дударова и Валерий Гергиев, прославленные
осетинские наездники – джигиты Тугановы, Кантемировы… Их имена
известны далеко за пределами республики и России. И как итог этих бесед
дети знакомятся с песней «Мы живем в Осетии». Стихи, которые я сама
написала к этой песне, очень хорошо легли на музыку Ирины Понамаревой.
Значительную роль в приобщении к музыкальному искусству Осетии
играют произведения, созданные осетинскими композиторами специально
для детей. Песни «Весна» композитора Ю.Моргоева на слова К.Хетагурова,
«Владикавказ», «Солнечный лучик», «Осенняя» композитора Цаллаговой
нравятся детям и помогают лучше понять окружающую действительность.
Работая с детьми над этими песнями, я всегда учитываю их характерные
особенности (смена ритма и темпа, ладотональности), продумываю приемы
чистого интонирования, четко разграничиваю дыхание по фразам, слежу,
чтобы дети не брали дыхание в середине слова. Большое внимание уделяю
дикции. Если дети не могут спеть песню в подлиннике (т.е. в данной
тональности). Допускаю транспонирование песни на полтона вниз. Или,
наоборот, повышаю тональность на полтона, и некоторое время работаю в
ней. Привыкнув петь в высокой тональности, дети чище поют в подлиннике.
Работа над вокально-хоровыми навыками и над чистотой интонации очень
трудоемка, в детском саду в отличие от школы есть свои характерные методы
и приемы обучения детей пению. Каким пользуюсь я? В первую очередь –
собственный показ. Дошкольники не всегда могут чисто спеть звук с
инструмента, а с голоса берут гораздо быстрее и чище. Поэтому я все время
говорю: «Пойте, как я!». И дети, действительно, после моего показа могут в
точности воспроизвести звук нужной высоты. Такой «зеркальный» показ
способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному
звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально-выразительному
исполнению. Вот почему я никогда не позволяю себе ни на секунду
расслабиться при работе с детьми. С ними я веду себя так, словно говорю о
самом главном, постоянно «ищу» их глаза. «Смотрите мне в глаза», и я
смотрю вам в глаза!» — говорю детям.
Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение
для звука: «дотянемся голосом до солнца, до вершины горы, до листика на
дереве, голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос звенит как горный
ручей» и т.д.
Знакомя дошкольников с осетинской народной музыкой, музыкой
осетинских композиторов, мы не забываем самобытности своей
региональной культуры. Работа по приобщению детей к казачьей культуре
уже несколько лет ведется в нашем детском саду.
С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому
месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту
окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края;
формировать стремление оказывать посильную помощь, людям живущим
рядом.
Маленький ребенок еще не в силах разобраться в вопросах
политического, исторического, социального характера. Для него важны
конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания.
Исходя из этого, у нас возникла идея создания музея русского быта «Казачья
хата». Совместно с родителями и детьми мы собрали старинные подлинные
вещи: домашнюю утварь, посуду, прялку, предметы рукоделия, фотографии.
В домах у станичников и по сей день сохранились плетеные коврики,
скатерти с вышивкой, кружевные занавески, полотенца-рушники. В музее
есть ухват, прялка, утюг, медный самовар, патефон, а также старинная
гармонь. Нет такого мальчика, который не хотел бы выступить с этой
гармошкой в роли гармониста. Все экспонаты музея интерактивны – их
можно потрогать, пощупать, поиграть с ними. Здесь дети знакомятся с
бытовой культурой, с историей предметного мира, с историей вещей.
Оформление дополняет изготовленная воспитателями русская печка, на ней
чугунный горшок, рядом дрова, ухват.… Так и хочется печку жарко натопить
да кашей масляной да наваристой всех угостить. А к прялке подойдем,
веретёнышко в руки возьмем, и вспомнится песня: «Золотая моя прялица, я
пряду, а нитка тянется….». На лавки сядем – сказки про Бабу Ягу и
Машеньку послушаем. Люльку увидим – колыбельные вспомним.
Так же в музее есть женский и мужской казачьи костюмы, которые
воспитатели используют на фольклорных праздниках и интегрированных
занятиях.
В музыкально-эстетическом воспитании я использую казачьи песни,
танцы, игры, которые содержат богатейший материал для патриотического
воспитания и развития музыкальных способностей детей. В станице
сохранились традиции песенно-танцевальной культуры. У нас есть
фольклорный ансамбль «Любо казаки» и народный казачий хор. В них поют
родители, дедушки и бабушки наших воспитанников. В казачьем песенном
фольклоре отражается и богатырское раздолье, и задумчивость, и
задушевность, и мягкость; при этом казачьи песни представляют собой
своеобразный сплав русского и украинского языков – смесь, которую можно
назвать «казацкой мовой». Казачьи народные песни обладают большими
художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Доступность мелодии, разнообразие ритма, простота формы, поэтичность и
правдивость текста придают им неповторимую прелесть. Учитывая
возрастные особенности дошкольников, детский репертуар я разделила на
две группы. В первую группу входит то, что взрослые исполняют детям. Во
вторую группу входят песни, которые дети исполняют сами. К детскому
фольклору относится так же само детское творчество, которое проявляется в
изменении окончания музыкальной фразы в пении, во внесении новых
движений в народную игру или пляску, в переосмыслении взрослого
репертуара. Каковы же особенности исполнения казачьей народной песни?
Прежде всего, я учу детей петь естественным голосом, без напряжения
гортани и голосовых мышц. Очень важным моментом при исполнении
казачьей народной песни является ее разговорность, т.е. умение петь так, как
будто разговариваешь, петь — проговаривать слова губами, а не горлом.
Формирование народно-песенного исполнительства подразумевает
овладение навыками передачи эмоционально-образного содержания песни,
обыгрывания ее сюжета.
Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают
народную песню исключительно ценным средством художественного
воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют ее чисто
и без поддержки музыкального инструмента. Воспитательное значение
народной песни велико. Она становится не только средством познания
окружающего мира, но и одним из путей нравственного и патриотического
воспитания детей. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине,
народу.
Наряду с народными песнями я знакомлю детей с песнями о нашем
крае созданными местными композиторами – это песня «Уголок России»,
«Песня о станице» в моей обработке.
Большой воспитательный потенциал имеют и казачьи народные игры,
через которые ребенок входит в систему взаимоотношений в семье и
коллективе, усваивает трудовые навыки, учится подчиняться и брать
ответственность на себя, совершенствуется физически. В прошлом в каждой
казачьей семье было много детей – от пяти, до десяти. И не последним делом
было для них организация своего досуга. Вот и выдумывали иногда сами
дети, а иногда взрослые различные игры, которые приживались среди
станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице,
укрепляя здоровье детей.
Детям дошкольного возраста наиболее доступны казачьи народные
игры с пением и стихотворным сопровождением, в которых участие
воспитателя обязательно: «Сон Казака», «Кривой петух», «Горшки»,
«Казачья», «Достань платок». Играя в эти игры, дети развивают
звуковысотный и тембровый слух, ориентацию в пространстве, упражняются
в ритмичном хороводном шаге.
Как и любой вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в
художественных образах, следовательно, танцу свойствен образный,
сюжетный характер. Песня и танец, объединенные в народном творчестве,
обогащают друг друга. Так, казачий народный танец от содружества с
песней, музыкой приобрел мелодическую напевность, внутреннюю
музыкальную организованность, особую образность. Одно из основных
условий успешной работы по разучиванию танцев – целенаправленный
выбор движений и правильная их последовательность. Прежде чем дети
познакомятся с композицией танца, они должны освоить все элементы
танцевальных движений под слово, пение, музыку, желательно в игровой
форме. Мне вместе с воспитателями приходится заниматься, чтобы овладеть
грамотой народной хореографии, чтобы создавать танцы и композиции для
детей – легко воспринимаемые, доступные и красивые.
Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор,
вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы,
воплотившиеся в целую систему художественных образов. Народные песни,
игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это то —
неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть
скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Порой две
коротенькие строчки песни могут сделать больше, чем скучная беседа и
наставления:
Ой, да не степной орел подымается,
Ой, да то лихой казак разгуляется…
Сколько чувств вызывают эти простые слова! Хочется приосаниться,
расправить плечи и пуститься в пляс вместе с лихим терским казаком.
Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни,
потешки, попевки, играя в народные игры, ребенок эмоционально
раскрывается и активно включается в предложенную на занятии ситуацию.
Особенно нравятся детям комплексные и интегрированные занятия,
построенные полностью на фольклорном материале. Одно из них – «Осенняя
ярмарка». Разве можно устоять на месте, когда звенят бубенцы, трещат
ложки, развлекают народ разудалые скоморохи? Бойко распродают товар
продавцы. И здесь же, на глазах у всех работают мастера – это сами дети.
Проведение этих занятий потребовало серьезной подготовки всего
педагогического коллектива нашего детского сада. Только в этом случае — в
атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма
взрослых – ребенок воспринимает окружающий мир и национальное и
народное искусство.
Итогом работы с региональным компонентом явились наши праздники.
Жители нашей станицы всегда славились умением творчески работать и
радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и их родители с
большим интересом «открывают» для себя замечательные праздники,
которые учат не только веселиться, но и сообща осмысливать содержание
праздника и становиться активным его участником. Так, музыкально-
литературная композиция «Родная станица, края дорогие…», которую мы
приурочили к празднованию Дня станицы, закрепила знания детей о том, что
наша станица является частицей большой страны, что станица Архонская
находится в республике Северная Осетия Алания, а Алания входит в состав
нашей большой страны России. В станице дружно живут казаки и осетины.
Чего только не было на развлечении «Гуляют ребятки на зимние
Святки»: красные девицы водили хороводы, казачата и маленькие джигиты
мерились силой.
Конец зимы совпадает с народным праздником масленицей – веселой, с
гуляньем, с блинами и обильным угощением. И на наш праздник приходила
Масленица «белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее,
ленты красные».
Люблю Праздник Победы. Как важно донести до детей, к счастью, не
познавших войны, дыхание тех суровых дней, мужество и стойкость наших
солдат, в том числе наших земляков, которые подарили нам эту Победу. В
этот день у нас в гостях – ветераны войны, наши станичники, прадедушки и
прабабушки наших воспитанников. Для них – наши песни, стихи, пляски. А
потом наступает главная минута – минута Памяти, минута молчания. Звучит
«Лунная соната» Бетховена, к центральной стене, нарядной и торжественной,
ложатся цветы как дань павшим. Как важны для малыша эти священные
минуты, когда так ясно ощущается связь поколений. Связь прошлого и
будущего. Высокое чувство любви к Родине, преклонение перед теми, кто
отдал за нее жизнь, — эти чувства помогает пробудить музыка.
Как важно сохранить мир на земле! Малыш должен жить в мире тепла,
солнца, улыбок. Утренник «Мы дети Кавказа за мир на Кавказе»,
посвященный памяти детей Беслана».
В нашем детском саду стало традицией проведение праздника
«Светлое Христово Воскресение». И это не случайно, потому, что казаки
всегда отличались своим православием. На этот праздник мы всегда
приглашаем настоятеля храма Александра Невского станицы Архонской
отца Евгения. Дети поют пасхальные и весенние песни, читают стихи,
танцуют и водят хороводы. Родители с большим интересом принимают
участие в этом празднике, поэтому, когда я обратилась с просьбой помочь в
подготовке к утреннику, они не отказали (папы выпилили балалайки, мамы
шили костюмы).
Знакомя детей с культурой и бытом осетинского народа, приобщение детей к
казачьей культуре, мы даем понятия, что, несмотря на различие людей по
внешнему облику и языку – все люди придерживаются общих нравственных
ценностей: отношение к старшим, к детям, к добру и злу и т.д.
Познавая мир культуры осетинского народа, казаков ребенок начинает
осознавать сходство в существенных моментах между людьми разных
культур. А именно это способствует развитию такого значимого сейчас
качества как толерантность.
В результате систематической и целенаправленной работы мы
воспитываем у детей любовь к своей малой Родине, желание знать свои
корни и традиции, беречь их и приносить пользу людям, родной природе,
своему краю.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах наших детей.
Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об
окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился
интерес к народной музыке, к культуре и традициям осетин и казаков.
Детство – это то, что дается каждому из нас только, на очень короткий
промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю
жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых,
зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и
передадут своим детям, а значит, следует очень бережно относиться к
периоду детства, поддерживать, деликатно направлять естественный путь
развития.
Народная музыка с ее глубоким содержанием и могучим воздействием
на духовный мир человека очень важна для всестороннего развития ребенка.
«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы
проталкивать в них детей» (немецкий пианист и педагог Артур Шнабель).
Автор: Турчанинова Нина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 16 ст. Архонская
Месторасположение: станица Архонская, Пригородный район, РСО — Алания