Проект «Разные жилища человека».
Автор: Третьякова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ «ПКСДР»
Месторасположение: г. Пермь, Россия
Социально-личностное развитие. Тема «История жилища»
Цель: обобщение представлений детей об особенностях жилища человека в зависимости от местности, природных и климатических условий, в которых он живёт.
Задачи: Уточнить представления детей о домах людей, населяющих Землю: традиционное жилище людей Севера – чум, яранга; в степях и пустынях – юрты; русские люди, живущие в лесном краю, строят избы; на юге России и Украины – хаты-мазанки; жители Северной Америки (эскимосы), живут в иглу.
Способствовать пониманию причинно-следственных связей между образом жилища и климатическими условиями, имеющимися материалами, образом жизни людей.
Развивать познавательный интерес, умение отражать информацию в продуктивной деятельности.
Как построить дом надежный,
Человек еще не знал.
В первобытном мире сложном
Он жилье свое искал.
Он страдал от зимней стужи,
Хищный зверь ему грозил.
Человеку дом был нужен,
Где бы он спокойно жил,
Где бы он готовил пищу,
Ел и мирно отдыхал.
Он хотел иметь жилище,
Где б бояться перестал.
И в заботах невеселых
Человек мечтал порой,
Как с добычею тяжелой
Возвращается домой.
Как семья его встречает,
Тесно сидя у костра…
И теперь он точно знает-
Дом найти ему пора!
Жилище эскимосов – иглу Иглу – круглый дом, который строится из обточенных больших кусков плотного снега. В нем северные хозяйки умудрялись достигать максимум возможного комфорта и уюта. Раскладывались меховые шкуры, разводился огонь. Становилось тепло и светло. Стены от огня не могут растаять, так как суровый мороз снаружи не дает им такой возможности. Для строительства стен приготавливались большие снежные плиты. Затем на снегу размечали круг и выкладывали по нему первый слой. Следующие ряды укладывались с меленьким наклоном внутрь дома, образуя овальный купол. Между снежными плитами оставляли промежутки. Не стыковали их вплотную. Щели потом затирали снегом и скрепляли специальной лампой с тюленьим жиром. Тепло от горящей лампы растапливало внутреннюю поверхность стен, холод замораживал воду, образуя ледяную корку. Дверь в такое жилище делалась (пропиливалась) очень низкой или вообще выкапывался туннель в снегу. Входное отверстие находилось в полу и приходилось ползти, чтобы попасть домой. Дома делали совсем небольшими – в максимальной точке купола едва умещался стоящий человек. Так дома легче было обогревать и сохранять ценное тепло. В куполе, чтобы поступал необходимый для дыхания воздух, прорезалось отверстие. Спать обычно семья укладывалась напротив него на лежанках из снежных блоков, покрытых шкурами. Таким образом, из снега эскимосы строили целые деревни. Интересно, что даже коротким прохладным летом плотный снег, из которого состоят стены, не успевает растаять. Сейчас, конечно, иглу становится все больше романтикой, чем необходимостью. Многие современные люди с удовольствием едут на север, чтобы попробовать переночевать в снежном доме, построенном своими руками.. |
|
Жилище в пустыне — юрта Юрта (тирмэ) – это переносное жилище башкир. Остов юрты легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь. Вещи в юрте располагали вдоль стен, оставляя свободной середину. В центре находилось места для очага. Под отверстием в куполе вырывали в земле неглубокую лунку, и над ней устанавливали треножник для котла. Лунку обкладывали камнем, а котел опирался на каменное основание в форме незамкнутого кольца. Пол в юрте устилали сухой травой. Жилое пространство организовывалось относительно центра. На дальней половине юрты за очагом находилось почётное место. Поверх травы здесь расстилали кошмы и паласы. В этой части принимали гостей и устраивали домашние трапезы. В расстановке вещей и утвари соблюдался определённый порядок. Правая сторона юрты считалась женской. Здесь стояли посудные шкафчики и лавки, находились турсуки с кумысом, ка¬дочки с айраном и медом, короба и корзины с сырками, хранились посуда и пищевые припасы. В левой части юрты, более нарядной, стояли на деревянных подставках кованые сундуки с имуществом. На них была сложена постель: одеяла, подушки, нашитые на войлок цветные паласы. По стенам развешивали выездную упряжь, сёдла, оружие, нарядную одежду. В юртах состоятельных башкир можно было встретить низкие кровати с резными деревянными спинками. Внутреннее убранство юрты зависело от степени обеспеченности семьи: чем она была богаче, тем многочисленнее, красочнее были предметы обихода. Роскошным было убранство специальных гостевых юрт. Коврами здесь устилали весь пол, украшали стены. Поверх них раскладывали стёганые подстилки и подушки. На подставке у входа стоял сосуд с кумысом, висели ковши для угощения. В таких юртах принимали приезжих гостей, отмечали семейные торжества. Наиболее торжественными считались белые юрты. Белыми кошмами покрывали жилье для приема гостей. Юрта, покрытая светлым войлоком, свидетельствовала о состоятельности семьи. Кибитки на кочёвках всегда выстраивались в ряд и огораживались по несколько штук или все вместе изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к самым кибиткам. Впрочем, в степи загородки устраивались редко. |
|
Чум – жилище жителей тундры Чум — жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. По коми-зырянски он называется `чом`, по- ненецки — `мя`, по-хантыйски `нюки хот. Оленеводы выбирали более легкие материалы для его изготовления, чтобы облегчить переезд с одной стоянки на другую. В старину чум покрывали берестяными покрышками `ёдум`. В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке. Материалы для изготовления чума являются удобными при частых переездах, служат для защиты от внешнего воздействия. В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум: они испаряются от большой температуры. В летнее время возить печь тяжело, поэтому вместо неё используется небольшой костер `вольнэй би`, дым которого также отпугивает комаров. Напротив входа, в передней части чума подвешена полочка `джадж`, на которой находятся иконы, другие предметы, особо почитаемые хозяевами. Жилище северных оленеводов является наиболее приспособленным для суровых условий. В чуме всегда тепло и уютно. Здесь нет ничего лишнего и всё приспособлено для того, чтобы жизнь проходила в своем размеренном ритме, связанном с постоянным кочевьем по тундре. В устройстве чума всё рассчитано для быстрой и легкой перевозки, защиты от негативного внешнего воздействия (холода, комаров). Жизненный уклад оленеводов регулирует тепло, порядок в жилище. Чум является уникальным и вместе с тем самым универсальным жилищем для оленеводов. |
|
Хата-мазанка |
Изба |
Современные городские дома |
Коттедж |
Хата – общее название сельских домов в южных поселениях восточных славян: на Украине, а также в Белоруссии и на юге России. Мазанкой же называют хату, построенную по саманной или соломенной технологии, либо сочетающей в себе эти виды домостроения.
Хата-мазанка на протяжении веков являлась традиционным жилищем Украины. В строительстве мазанки использовались местные строительные материалы, такие как глина, солома, камыш, дерево. Стены традиционной мазанки состоят из каркаса (тонкие ветки дерева, или даже хвороста) или сырцового кирпича и обмазываются глиной (откуда и название). Традиционно хата белится мелом (белой глиной) изнутри и снаружи. Хата обязательно должна иметь ставни, которые закрываются в самую жару. Пол в хате, как правило – земляной, либо дощатый (с высоким подпольем).
Изба — традиционное жилище русских. Изба строилась из бревен, так как дерево было самым доступным и удобным для строительства материалом. Крыша покатая, чтобы зимой на ней меньше задерживался снег. Обязательный элемент каждой избы — печь для обогрева жилища, поэтому над крышей видна труба.
В настоящее время квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию и электрифицирована.
Автор: Третьякова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ «ПКСДР»
Месторасположение: г. Пермь, Россия