Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП «Не теряй время даром»
Название: Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП «Не теряй время даром»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , занятия дефектолога, Подготовительная группа
Автор: Дмитриева Светлана Олеговна
Должность: учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ «Детский сад №47»
Месторасположение: г. Ярославль
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Тема: «Не теряй время даром»
Тип ОС: тренировочная
(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация»)
Подготовила:
Дмитриева Светлана Олеговна,
учитель-дефектолог,
первая квалификационная категория,
г. Ярославль, 2017 г.
Основная цель: тренинг уровня сформированности о временных представлениях (ориентировка во времени, ориентировка по календарю); счетные умения в пределах 24
Детская цель: помочь Пете Зубову
Задачи:
Образовательные:
— создать условия для закрепления представлений о времени;
— создать условия для закрепления счетных умений в пределах 24.
Развивающие:
-содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия;
— содействовать развитию диалогической и связной формой речи;
— содействовать развитию восприятия о временных представлениях
Воспитательные:
— создать эмоциональную мотивацию на развитие чувства отзывчивости у детей, желания помочь Пете Зубову;
— воспитывать коммуникативные умения при работе в команде
Раздаточный материал:
1) Макет часов (на каждого)
2) Мел.
Демонстрационный материал:
1) Карточки с примерами.
2) Цифры от 1-24.
3) Макет календаря.
4) Макет дней недели.
5) Шифровка («волшебное заклинание»)
6) Конверт с письмом от Пети Зубова.
7) Конверт с заданиями от злых волшебников.
Оборудование:
1) Мольберт.
2) Столы.
Предварительная работа:
1) Знакомство с часами, с историей часов.
2) Знакомство с календарем.
3) Чтение произведения «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к игровой, тренировочной деятельности.
Требования:
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.
Дети входят в группу.
— Ребята, проходите в группу. У нас сегодня много гостей. Мы очень рады вас видеть. Подойдите, поздоровайтесь с гостями! (Дети подходят, здороваются)
Дети стоят полукругом перед педагогом.
— Ребята, сегодня утром, я решила проверить почту в нашем детском саду и заглянула в почтовый ящик, а в нём лежало письмо, адресованное вам. Интересно, кто его прислал? Давайте прочитаем! (Давайте прочитаем.)
Педагог читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Петя Зубов. У меня случилась беда! Злые волшебники заколдовали меня и превратили в старика. Я стал одинокий и несчастный. Теперь меня никто не узнаёт: ни мама с папой, ни друзья. Помогите мне, пожалуйста, времени очень мало! Мне одному не справиться. Волшебники оставили мне послание, но мне его не прочитать, так как я плохо знаю буквы. Что мне делать?
Петя Зубов»
— Ребята, что же делать? (Надо прочитать послание от злых волшебников)
Педагог читает послание.
«Петя, если ты или твои друзья, которые у тебя остались, выполнят во время и правильно все задания и разгадают волшебное заклинание, то ты сможешь помолодеть и стать прежним мальчиком. Торопись!
Волшебники.»
— Ребята, вы хотите помочь Пете? (Хотим.)
— А сможете ему помочь? (Да, конечно.)
— А что же надо сделать, чтоб помочь Пете? (Надо правильно выполнить все задания волшебников, разгадать заклинание)
2. Игровая деятельность.
Цель: тренинг уровня сформированности о временных представлениях, познавательных процессов, мыслительных операций, способов действий.
Требования:
- соответствие используемых игр цели занятия;
- индивидуальные затруднения в играх;
- ситуация успеха в совместной тренировочной деятельности.
Педагог открывает конверт и читает 1 задание.
2.1 Игра «Найди цифры»
Дидактическая задача: тренировать счетные умения в пределах 24.
«Первое задание: Мы заколдовали часы и спрятали цифры. Чтобы найти цифры и расколдовать часы нужно решить примеры. Если решите примеры, то мы вернём остальные цифры к часам.»
— Вы готовы выполнить задания волшебников, чтобы помочь Пете? (Да, готовы выполнить.)
Педагог с детьми подходят к столам, на которых лежат карточки с цифрами и примерами. Дети решают примеры и соотносят с соответствующим числом.
10+3 =13 10+ 7=17 20 +1 =21
10+4 =14 10+ 8=18 20 +2 =22
10+5 =15 10+ 9=19 20 + 3=23
10+6 =16 10+10=20 12+12=24
— Все ли примеры вы правильно решили? (Дети проверяют)
— А где же цифры, которые спрятали волшебники? Какие цифры вы ищете, назовите? (От 1-12)
Дети под скрепками находят цифры от 1-12.
— А почему цифры под цифрами спрятали, чтобы это могло означать? (13 часов это 1 час дня и т.д.)
— Молодцы, ребята, вы выполнили первое задание и нашли цифры!
— А давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов? (Корпус, стрелки, циферблат)
— Сколько стрелок и какие стрелки есть у часов? (Три: часовая, минутная и секундная)
— Правильно три: часовая – самая медленная, минутная – быстрее движется и секундная – самая быстрая. Что показывает короткая (длинная) стрелки? (Часы, минуты)
— А давайте представим, что будет, если оставить на часах две стрелки (без какой нельзя) или одну? (Ответы детей)
— Чем отличаются часы друг от друга? (Цветом, формой, величиной)
— А чем похожи? (Они все показывают время)
— Ребята, а представьте себе, если на земле исчезнут все часы, Чем их можно заменить? Как определять время? (Есть солнечные часы, природные)
— А для чего нужны часы? ( Вставать вовремя, не опаздывать и т.д.)
2.2. Игра «Разложи цифры на часах»
Дидактическая задача: тренировать умения ориентироваться на циферблате часов.
Педагог читает второе задание.
«Второе задание: «Разложите цифры на циферблате часов»
— Вы сможете навести порядок на циферблате и разложить правильно цифры? (Да, сможем)
— Тогда выполняйте задание!
Дети раскладывают цифры циферблате.
— Проверьте, ребята, все ли цифры на своём месте? (Дети проверяют)
— А как должны располагаться цифры на циферблате? (По порядку)
— Молодцы, вы расколдовали часы и нашли к ним цифры! Какие же чудесные часы у вас получились!
— Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратиться в стрелки и поиграть с часами!
2.3 П/игра «Ходят стрелочки по кругу»
Дидактическая задача: тренировать умение ориентироваться на часах.
Дети ходят по кругу, вокруг «часов», взявшись за руки.
Мы часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки не спешите,
Вы нам время подскажите (Садятся на корточки)
8 часов (Встают дети, сидящие с цифрой 8 и 12)
— Друзья, вам нужно поторопиться и выполнить следующее задание волшебников!
2.4 Игра «Поставь время на часах»
Дидактическая задача: тренировать умение ориентироваться во времени.
Педагог читает третье задание.
« Третье задание: «Ответьте на вопросы и поставьте время на часах:
- Во сколько часов открывается детский сад? (В семь часов утра)
- Во сколько часов начинаются занятия в детском саду? (В девять часов утра)
- В какое время в детском саду вы отправляетесь на утреннюю прогулку? (В десять часов утра)
- В какое время вы приходите с прогулки? (В двенадцать часов дня, в полдень)
- Ко скольки часам вы ходите в библиотеку? ( К десяти часам утра)
- Во сколько часов начинается «тихий час»? (В тринадцать часов или один час дня)
- Во сколько часов заканчивается «тихий час» в детском саду? (В пятнадцать часов или в три часа дня)
- Во сколько часов закрывается детский сад? (В девятнадцать часов или в семь часов вечера)»
Дети устанавливают время на часах.
— Ребята, а как вы думаете, зачем волшебники задали вам такие вопросы? (Чтобы проверить, как мы знаем режим дня в детском саду)
— А для чего нужен режим дня? (Чтобы делать все вовремя, приходить вовремя, не опаздывать)
— Правильно, вы знаете свой режим дня в детском саду и умеете ориентироваться во времени!
— Но и это еще не все задания, которые вам надо выполнить, чтобы помочь Пете!
— Ребята, посмотрите, что это за таблица?
Педагог обращает внимание детей на мольберт, на котором изображен календарь. Дети подходят к мольберту. Педагог читает четвертое задание.
2.5 Игра «Календарь»
Дидактическая задача: тренировать умение ориентироваться по календарю.
«Четвертое задание: «Посмотрите на календарь и соедините числа с соответствующими днями недели»
— Начинайте, по очереди выполнять задание и будьте внимательны!
Дети выполняют задание.
— Как вы думаете, вы правильно соединили числа с днями недели? (Да, мы ориентировались по календарю)
— Сейчас я проверю, как вы справились!
Педагог проверяет задание.
— Молодцы, и с этим заданием вы справились! Давайте заглянем в конверт и посмотрим, что же еще вам осталось сделать, чтобы помочь Пете?
Педагог читает последнее задание.
2.6 Игра «Шифровка»
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, устойчивость зрительного восприятия.
«Пятое задание: « Если вы сумеете разгадать волшебное заклинание и все вместе его произнесёте, то мы превратим Петю Зубова в прежнего мальчика!»
Педагог с детьми подходят к мольберту, на котором написана шифровка «Не теряй время даром».
— Вы сможете разгадать заклинание? (Да, сможем)
Дети по очереди выполняют задание.
— Давайте, произнесем все вместе волшебное заклинание и вернем Петю!
Дети читают разгаданное «заклинание».
— Не теряй время даром!
— Что это значит? (Все нужно делать во время, не опаздывать)
— Правильно, и вы, ребята, всегда помните об этом!
— После этих волшебных слов, которые вы произнесли, Петя станет прежним мальчиком. Вы помогли ему!
3. Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования:
- организация анализа детской цели;
- самооценка детьми уровня сформированности о временных представлениях;
- определение выполнения взрослой цели;
- создание ситуации успеха в совместной деятельности.
— Ну а сейчас, ребята, пойдемте к нашим гостям и расскажем им, какая история сегодня с вами приключилась!
— Что произошло сегодня утром? (Мы получили письмо от Пети Зубова)
— А что у него случилось? ( Его заколдовали злые волшебники и он попросил у нас помощи)
— А почему с ним это произошло? Почему его заколдовали? (Ответы детей)
— А что нужно было для него сделать, чтоб ему помочь? (Нужно было выполнить задания злых волшебников)
— Что вы делали? (Искали цифры, расколдовывали часы, ставили время на часах, соединяли числа с днями недели, разгадывали «заклинание»)
— Трудные были задания? (Ответы детей)
— Все ли у вас получилось? (Ответы детей)
— А почему вы справились с разными заданиями? (Ответы детей)
— А какие «волшебные слова» вы разгадали? (Не теряй время даром)
— Ребята, я очень рада, что ваши знания и ваши умения помогли расколдовать Петю!
— А сейчас вам пора собираться на прогулку. Давайте попрощаемся с гостями.