Урок музыки « РИТМ ДЖАЗА»
Цели урока:
1) воспитательные — создание условий для воспитания музыкально-эстетического вкуса, формирования интереса к данному музыкальному направлению, эмоционально- чувственного отношения к музыке; создание атмосферы радости совместного творчества;
2) образовательные — знакомство с особым видом музыки — джазом, историей его возникновения, приёмами исполнения (импровизацией, свингом, битом, ритмическими акцентами, драйвом), жанрами джаза (спиричуэлсом, блюзом);
3) развивающие — развитие внимания, памяти, чувства ритма, координации между слухом и голосом, образного и творческого мышления, творческих способностей, аналитического мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала, осмысления и применения знаний.
Форма урока: урок- беседа, урок- концерт.
Методы: сравнения, словесный, эвристический. Метод слуховой иллюстрации, эмоциональной драматургии, наглядности, музыкального обобщения.
Виды деятельности: слуховой анализ, вокальное исполнение, размышление, пластическое интонирование, импровизация, ритмическое акцентирование хлопками и простукиванием.
Формы организации познавательной деятельности:
1).Фронтальная.
2) Групповая.
3) Коллективная.
4) Индивидуальная.
Оборудование: синтезатор, компьютер, мультимедиа проектор, музыкальный центр.
Визуальный ряд: презентация РР, фрагменты видеозаписи с концерта Эллы Фитцджеральд.
Музыкальный ряд:
1) Й. Гайдн, сл. П. Синявского «Мы дружим с музыкой».
2) Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом», группа «Хэвенли Гопсел Сингер».
3) А. Фрэнсли «Сегодня я пою блюз».
4) Дж. Гершвин «Острый ритм — джаза звуки».
5) Дж. Гершвин — Колыбельная из оперы «Порги и Бесс».
6) Песня «Неудачное свидание».
7) Муз. Бойко, песня «Дело было в Каролине».
8) Импровизация Г.Ф. Дубровских «Мотылек».
Ход урока.
1. Орг. момент:
· Вход детей в кабинет музыки под мелодию песни Й. Гайдна «Мы дружим с музыкой»;
· Приветствие.
2. Актуализация материала:
Ребята, я рада встрече с вами. Каждый наш урок- это открытие, чтобы приоткрыть завесу тайны сегодняшнего урока, нужно вспомнить уже известные нам слова. Для этого давайте вместе разгадаем кроссворд, а подсказывать нам будет сам Йозеф Гайдн- великий австрийский композитор (портрет). Как подсказывать? Конечно же песней «Мы дружим с музыкой» (исполнение песни хором),музыка Й. Гайдна, сл. П. Синявского.
· Какое самое главное слово в нашей песне? (музыка).
· Что такое музыка? (вид искусства).
· Что такое искусство? (создание человеком красоты).
Заполнение сетки кроссворда (фронтальная работа):
· Как создаётся красота музыки? При помощи чего? Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (интонация, мелодия, звук, тембр, темп, динамика, регистр, голос, тон).
Господин Гайдн нас не подвел, да и мы с вами молодцы,- кроссворд разгадали и, теперь, по вертикали можем вместе прочитать тему сегодняшнего урока «РИТМ ДЖАЗА«(см. цель № 2).
3.Изучение нового материала:
3.1.Джаз — особое музыкальное искусство. Он был создан не композиторами, которые долго изучали музыкальные правила. А потом писали по этим правилам и законам музыку, не исполнителями, которые упорно по нотам учились играть на музыкальных инструментах, джаз создавали темнокожие жители Америки. Много лет тому назад богатые белые люди обманом вывозили из Африки чернокожих и делали их своими рабами. Белые люди учили темнокожих своим молитвам, но те пели их по-своему, так возникли особые духовные песни спиричуэл (вывести термин).
3.2 Слушание и анализ спиричуэла «Вернёмся с Иисусом» в исполнении группы «Хэвенли Гопсел Сингер».
· Что необычного для молитвы вы услышали в этой музыке? (весёлый характер, танцевальный, чёткий ритм).
Ритм в джазе называется бит (вывести термин). А когда люди тосковали по своей родине, то пели грустные песни- блюзы (вывести термин).
3.3. Слушанье анализ блюза «Сегодня я пою блюз», Арета Фрэнсли:
· Какой характер у этой песни? (грустная, протяжная ,распевная, сложная)
· Хочется ли под эту музыку делать движения? Какие? (раскачиваться).
Раскачивание и скольжение в джазе называется свинг (вывести термин).А мелодия сложная, потому что певица импровизирует. Импровизация (вывести термин)- одновременное сочинение и исполнение. Музыку в джазе по нотам не учат, а сразу, одновременно сочиняют и исполняют — играют и поют, словно сочиняют «на ходу».
· Мой пример — вокально — инструментальная импровизация на стихотворение «Мотылёк».
· Хоровая импровизация — упражнение «делай, как я».
3.4.Первым композитором, который стал изучать джаз, был Джордж Гершвин (вывести портрет). Для этого он специально поселился в негритянском квартале, слушал джазовые композиции, записывал импровизации нотами. Дж. Гершвин первым из композиторов стал писать музыку в стиле джаз. Я предлагаю вам послушать песню Гершвина «Острый ритм- джаза звуки» . (Исполнение песни педагогом Г.Ф.Дубровских).
3.5.Разучивание песни с учениками. Методы при разучивании:
· Пластическое интонирование;
· Прохлопывание ритмического рисунка;
· Выделение сильной доли стуком ноги.
Обратить внимание на «поющиеся» согласные звуки и дикцию в последней фразе «счастья можно ль большего ждать».
Исполнение песни учащимися хором.
3.6. Я предлагаю вам прослушать ещё одно произведение Дж. Гершвина — «Колыбельную». Исполнят её великие джазовые музыканты- Луи Армстронг и Элла Фитцджеральд. Луи Армстронг замечательно импровизировал на трубе и пел, а Элла Фитцджеральд — самая лучшая джазовая певица. «Колыбельная» написана в куплетной форме:
1.Соло на трубе.
2.Соло певицы.
3.Вокальное соло Л. Армстронга
4. Вокальная импровизация-дуэт певца и певицы.
Демонстрация видеозаписи. Слушанье и анализ произведения ( определение характера музыки, определение на слух импровизаций, бита, свинга, тембра инструментов). Демонстрация инструментов в презентации РР.
3.7. В джазе есть ещё один интересный приём- драйв— напор (вывести термин). При исполнении произведения создаётся впечатление ускорения темпа, хотя на самом деле темп не меняется. Усложняется аккомпанемент, отчего и происходит впечатление напора и ускорения, т.е. драйва. (Иллюстрация приёма на синтезаторе).
4.Рефлексия:
Я хочу открыть вам секрет: оказывается , мы с вами уже пели песни, в которых есть острый ритм-бит, раскачивание мелодии- свинг и усиление напора- драйв. Только мы не знали, что это называется ДЖАЗ. Я прошу вас вспомнить эти песни. (Можно подсказать, наиграв на синтезаторе фразы из песен).
Исполнение песен «Неудачное свидание» и «Дело было в Каролине» по группам.
Надеюсь, вы почувствовали в знакомых песнях те джазовые приёмы, о которых мы говорили сегодня на уроке. Это только начало нашего разговора о джазе — отдельном, самостоятельном виде музыки.
5. Домашнее задание: учиться импровизировать — петь и играть на музыкальных
инструментах.
6.Оценка работы учащихся на уроке.
Автор: Дубровских Галина Фёдоровна
Должность: учитель музыки первой квалификационной категории
Место работы: МАОУ «СОШ №44»
Месторасположение: г. Пермь, Пермский край